Медиакарта
5:56 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Услышать друг друга

14:39 | 28 марта 2015
Источник: Знамя Труда

В феврале в МАОУ Сорокинской  СОШ № 1 состоялся семинар для заместителей директоров школ по УВР на тему: «Технология взаимодействия в образовательном процессе. Социальный ресурс как необходимое условие успешной социализации обучающихся».

В программе были  открытые мероприятия и  их самоанализ, анализ мероприятий в группах, выступления педагогов по теме семинара.  Уроки и занятия получили высокую оценку гостей.

 Учитель литературы  высшей категории Н.А. Голендухина показала на семинаре внеклассное занятие в 7 «А» классе на тему: «Дискуссия по рассказу М. Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету (по следам прочитанного произведения)».

Я побывала на нём. Это был урок общения с детьми учителя-мастера. Наталья Александровна глубоко знает свой предмет, в совершенстве владеет современными методами преподавания, прекрасно разбирается в детской психологии.Мы увидели  взаимодействие между учащимися, учащимися  и педагогом, учащимися и экспертами. Прошло  занятие динамично, на одном дыхании. В качестве экспертов учительница пригласила своих коллег – директора школы, психолога  О.А. Голендухину, учителя информатики А.А. Курочкину, классного  руководителя семиклассников О.А. Козыреву. 

В ходе нашей беседы, состоявшейся до занятия, Наталья Александровна так определила его цель:

– Дети должны выйти на свою позицию при помощи взрослой аудитории – экспертов, имеющих свой взгляд на поднимаемую в процессе дискуссии проблему.

Забегая вперёд, скажу, что эта цель была достигнута, и в конце занятия ребята озвучили свои мнения и выводы. 

Педагог  показала, как  применяет дискуссию в качестве  метода  активного обучения. Его успешно использовали ещё  в гимназиях и академиях Древней Греции.

Дискуссия в переводе с латинского – «рассмотрение, исследование».

Этим и занимались ребята, их учитель  и эксперты. В  начале занятия  ученики  определили одну из главных задач, стоящих перед ними,  – услышать друг друга – и делали всё для её решения.

Предметом обсуждения был сатирический очерк Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», повествующий о том, как скандальный репортёр взялся редактировать маленькую сельскохозяйственную газету. За короткий срок она стала небывало популярной. Но какой ценой это было достигнуто!..

Н.А. Голендухина вела дискуссию с большим знанием дела: своевременно отмечала поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень, резюмировала, подводила итоги. 

Ребята были подстать своему учителю: активно участвовали в обсуждении; учились говорить кратко и по существу; высказывали предположения; аргументировали свои  позиции;  становились на стороны  главных  героев, находя объяснение их поступкам; определяли совпадение позиций, обозначенных в рассказе, с реалиями сегодняшнего дня. Фундаментом всего, что происходило в рамках этого занятия,  были взаимодействие и взаимопонимание учителя и его воспитанников.

Задав участникам дискуссии вопросы и получив аргументированные ответы на них, вы-сказали свои мнения и  эксперты. О.А. Козырева посоветовала ребятам учиться  у литературных героев.  А.А. Курочкина  подвела семиклассников к мысли о том, что к выбору профессии нужно подходить серьёзно и обдуманно, с учётом своих склонностей и способностей,  не позволяя друзьям и родственникам давить на тебя, а тем более принимать за тебя решение.

С позиции психолога и человека, стоящего во главе ученического и педагогического коллективов,  высказалась О.А. Голендухина: «Наше сегодняшнее занятие должно подвести вас к пониманию того, что в жизни возникает множество непредсказуемых ситуаций, которые ставят человека перед необходимостью выбора. Зачастую именно от вашего выбора будут зависеть ваше будущее, личностный рост и саморазвитие. Нельзя  принимать  ответственные решения, находясь  в  состоянии  эмоционального возбуждения.  Необходимо  взять паузу и подумать, постараться увидеть в сложившейся ситуации сильные стороны, которые будут работать на перспективу, и слабые; обратиться за советом к людям, которым вы доверяете. Принимайте мудрые решения, прислушиваясь к себе и к своему сердцу».

– Так о чём же этот рассказ? – спросила у ребят в конце занятия Наталья Александровна.

 – О собственной позиции, о выборе.

– Об ответственности человека за то, что он делает.

– О том, что нельзя принимать на веру всё, что ты где-то услышал или прочитал.

– Не нужно рубить сплеча, принимая важные решения.

Огласила своё мнение и педагог: «Мне кажется, что это произведение отнюдь не о газете, а о чём-то большем. И выводит оно нас на размышление над вопросами: «Кому мы верим? И чему мы верим?»

 Подводя итог, участники занятия  отметили, что   главное, чего они достигли сегодня, – услышали друг друга. А финал дискуссии остался открытым…

В силу юного возраста у учеников  7 «А»  есть ещё время для размышлений и выводов.

Автор: Марина Лакман