В феврале в МАОУ Сорокинской СОШ № 1 состоялся семинар для заместителей директоров школ по УВР на тему: «Технология взаимодействия в образовательном процессе. Социальный ресурс как необходимое условие успешной социализации обучающихся».
В программе были открытые мероприятия и их самоанализ, анализ мероприятий в группах, выступления педагогов по теме семинара. Уроки и занятия получили высокую оценку гостей.
Учитель литературы высшей категории Н.А. Голендухина показала на семинаре внеклассное занятие в 7 «А» классе на тему: «Дискуссия по рассказу М. Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету (по следам прочитанного произведения)».
Я побывала на нём. Это был урок общения с детьми учителя-мастера. Наталья Александровна глубоко знает свой предмет, в совершенстве владеет современными методами преподавания, прекрасно разбирается в детской психологии.Мы увидели взаимодействие между учащимися, учащимися и педагогом, учащимися и экспертами. Прошло занятие динамично, на одном дыхании. В качестве экспертов учительница пригласила своих коллег – директора школы, психолога О.А. Голендухину, учителя информатики А.А. Курочкину, классного руководителя семиклассников О.А. Козыреву.
В ходе нашей беседы, состоявшейся до занятия, Наталья Александровна так определила его цель:
– Дети должны выйти на свою позицию при помощи взрослой аудитории – экспертов, имеющих свой взгляд на поднимаемую в процессе дискуссии проблему.
Забегая вперёд, скажу, что эта цель была достигнута, и в конце занятия ребята озвучили свои мнения и выводы.
Педагог показала, как применяет дискуссию в качестве метода активного обучения. Его успешно использовали ещё в гимназиях и академиях Древней Греции.
Дискуссия в переводе с латинского – «рассмотрение, исследование».
Этим и занимались ребята, их учитель и эксперты. В начале занятия ученики определили одну из главных задач, стоящих перед ними, – услышать друг друга – и делали всё для её решения.
Предметом обсуждения был сатирический очерк Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», повествующий о том, как скандальный репортёр взялся редактировать маленькую сельскохозяйственную газету. За короткий срок она стала небывало популярной. Но какой ценой это было достигнуто!..
Н.А. Голендухина вела дискуссию с большим знанием дела: своевременно отмечала поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень, резюмировала, подводила итоги.
Ребята были подстать своему учителю: активно участвовали в обсуждении; учились говорить кратко и по существу; высказывали предположения; аргументировали свои позиции; становились на стороны главных героев, находя объяснение их поступкам; определяли совпадение позиций, обозначенных в рассказе, с реалиями сегодняшнего дня. Фундаментом всего, что происходило в рамках этого занятия, были взаимодействие и взаимопонимание учителя и его воспитанников.
Задав участникам дискуссии вопросы и получив аргументированные ответы на них, вы-сказали свои мнения и эксперты. О.А. Козырева посоветовала ребятам учиться у литературных героев. А.А. Курочкина подвела семиклассников к мысли о том, что к выбору профессии нужно подходить серьёзно и обдуманно, с учётом своих склонностей и способностей, не позволяя друзьям и родственникам давить на тебя, а тем более принимать за тебя решение.
С позиции психолога и человека, стоящего во главе ученического и педагогического коллективов, высказалась О.А. Голендухина: «Наше сегодняшнее занятие должно подвести вас к пониманию того, что в жизни возникает множество непредсказуемых ситуаций, которые ставят человека перед необходимостью выбора. Зачастую именно от вашего выбора будут зависеть ваше будущее, личностный рост и саморазвитие. Нельзя принимать ответственные решения, находясь в состоянии эмоционального возбуждения. Необходимо взять паузу и подумать, постараться увидеть в сложившейся ситуации сильные стороны, которые будут работать на перспективу, и слабые; обратиться за советом к людям, которым вы доверяете. Принимайте мудрые решения, прислушиваясь к себе и к своему сердцу».
– Так о чём же этот рассказ? – спросила у ребят в конце занятия Наталья Александровна.
– О собственной позиции, о выборе.
– Об ответственности человека за то, что он делает.
– О том, что нельзя принимать на веру всё, что ты где-то услышал или прочитал.
– Не нужно рубить сплеча, принимая важные решения.
Огласила своё мнение и педагог: «Мне кажется, что это произведение отнюдь не о газете, а о чём-то большем. И выводит оно нас на размышление над вопросами: «Кому мы верим? И чему мы верим?»
Подводя итог, участники занятия отметили, что главное, чего они достигли сегодня, – услышали друг друга. А финал дискуссии остался открытым…
В силу юного возраста у учеников 7 «А» есть ещё время для размышлений и выводов.