Медиакарта
8:37 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Операция «Антипробка», или пара слов после «фантомного свинства»

10:02 | 30 марта 2015
Источник:

С некоторых пор я перестал быть автомобилистом, а поэтому мыслю исключительно как пешеход. До нужного мне Дома печати могу добираться 22-м автобусом. Или 13-м. Предпочитаю последний, потому что он довозит почти до дверей здания. «Лайнер» №22, хотя и тормозит у остановочного пункта с вывеской «Дом печати», но до «конторы» путь неблизкий. Потому что высаживаемся не на улице Осипенко, а на Профсоюзной. Конечно, шибко спешащие земляки перебегают магистраль немедленно за кормой автобуса – вон какие проделали проходы в сугробах. Но за фактом прослеживается предпосылка к ДТП.

Законопослушный гражданин, развернувшись назад, топает к перекрестку улиц Профсоюзной и 50 лет Октября. И как из печи пирога ждет зеленого огонька на обойме люстр, специально оборудованных для пешеходов.

Дождался. Но на полпути со стороны улицы Осипенко опять загорается красный. И опять испытываем нервы. Вообще-то напрашивается транспортная развязка, как минимум – подземный переход…

У меня давний интерес к перекрестку: именно здесь я и разбил свою «пятерку». Решил живописать неприятность. А перед тем как взяться за перо, заглянул на специальный «комповский» сайт касательно ДТП. Вот что земляков волнует:

«Светофор на этом перекрестке не работает. Все бибикают, ругаются и толкаются машинами». «Вчера молодой водитель BMW не справился с управлением и сбил двух пешеходов». «Когда же доблестная служба ГИБДД отрегулирует этот перекресток?!».

Эти сообщения полуторагодичной давности. С тех пор как обрезало: аварий на указанном перекрестке нет. Конечно, это может быть связано с созданием в областном центре в рамках программы борьбы с заторами АСУДД – автоматизированной системы управления дорожным движением. Но я не верю ни во что, кроме счетов от ТРИЦ на коммунальные услуги. Да и их, случается, перепроверяю: и, знаете, ошибки бывают. Однако отправимся в городскую фирму, где данная система вроде бы прижилась. За пояснениями обращаемся к заместителю директора МКУ «Тюменьгортранс» по эксплуатации и содержанию светофорных объектов Руслану Тимерзянову:

– На перекрестках по маршруту Червишевский тракт – Мориса Тореза – Профсоюзная – Дружбы – Тобольский тракт cистема самостоятельно оценивает дорожную обстановку по маршруту с помощью 97 видеодетекторов. Они непрерывно замеряют скорость, интенсивность движения и даже плотность транспортного потока. Благодаря этим данным АСУДД сама определяет нужный режим для каждого светофора и может скоординировать их все, подстраиваясь под наиболее загруженное направление. Переключение в оптимальный режим происходит с помощью контроллеров, установленных на каждом перекрестке.

Братья по перу ввели в обиход понятие «умные светофоры» – дескать, в рамках АСУДД они «общаются» друг с другом. Что такое светофор? Это корпус, в котором три линзы, – красная, желтая и зеленая. Им управляет устройство – контроллер, которое отрабатывает одну заложенную в нем программу по длительности каждого сигнала. От таких устройств в последнее время стали отказываться, хотя сейчас в стране их довольно много. Есть некая средняя модель «умственного развития», если говорить про «умные светофоры». В память контроллера заложено несколько режимов работы в зависимости от времени суток. Многие видели, например, как ночью светофоры из трехцветного режима переходят в желтое мигание.

Но есть более совершенные контроллеры, которые применяются во всем мире, – такое устройство само выбирает режим переключения светофорной сигнализации в зависимости от ситуации на дороге.

Итак, зал Центра управления. Перед компьютерными мониторами видим ведущих инженеров Вячеслава Морозова, Елену Конопольцеву, Анну Кошарскую. Здесь же оператор Наталья Воронкова. Она держит связь с коллегами, находящимися на городских линиях. В сей момент техники Марк Петров и Алексей Калиниченко, электросварщик Анатолий Мяслев, электромонтер Дмитрий Байдин под чутким руководством ведущего инженера Сергея Шаповалова доводят, так сказать, до ума светофорный объект на перекрестке улиц Республики и Холодильной. В штате центра АСУДД четыре специалиста высокого ранга: инженеры-электронщики. Сейчас поймете, почему акцентирую внимание на штате.

Полтора десятка лет назад участвовал в конфликтной ситуации, которую в принципе сам и создал. Короче, опубликовал в «Тюменской правде» фельетон под заголовком «Фантомное свинство». Так начинался материал: «Я – тюменец, который постоянно за рулем, круглосуточно езжу, от тещи в ночь-полночь отправляюсь. Но тут стал психовать, потому что перестал огни светофора различать: где красный горит, где зеленый. К докторам боюсь ходить… Откушав банку черники, вспомнил: у них, у светофоров старого поколения, проявляется так называемый фантомный эффект: реле переключает «люстру» на зеленый, но и красный ещё продолжает гореть. Ну не свинство ли?».

В поисках справедливости автор оказался у ворот конторы под вывеской АСУДД. «Европа!» – воскликнул в те времена журналюга. И снова фельетонная цитата:

«Именно с этого АСУДД, когда в город приезжал президент В. Путин, на пути его передвижения на всех перекрестках организовали желтый проблесковый свет», – сказали спецы.

Оказалось, пошутили ребята, лапшу на уши навешивали. Как удалось выяснить, перед самым приездом главы государства электрики спешно лазили по столбам и, вооружившись нехитрыми причиндалами, вручную переключали контроллеры. Не зря говорят: «Нажал кнопку – и спина мокрая». А вот аккордные строки опуса: «В штыки принимают в СМЭУ светофорные объекты фирмы Siemens, которые в 5 раз экономичнее, долговечность источников света в 100 (!) раз выше, чем у ныне действующих ламповых, и они (светодиодные. – Ю. М.) не дают фантомного эффекта».

С высоты пройденных лет оцениваю ситуацию: едва ли те ребята принимали в штыки достижения прогресса, старались как могли. Всё дело в том, что это СМЭУ в ту пору входило в состав областной ГИБДД. Как водится, снабжалось и финансировалось по остаточному принципу. Чего уж, та АСУДД обходилась без инженера-электронщика: кто пойдет на копеечную ставку.

Как пить дать, не удалось бы мне отвертеться от сочинения покаянного опровержения, если бы гибэдэдевскую контору не расформировали и не создали автономную организацию под прежней вывеской «СМЭУ». Из города Омска пригласили опытнейшего электронщика Александра Александровича Булдакова – так сказать, «штучный» специалист. И лед тронулся. В 2001 году в областном центре смонтировали 5 светофорных объектов на базе «Сименса», в следующем году – 24, год 2003-й – 44… Сегодня в Тюмени функционирует около 300 подобных устройств. Светофор – это 24 люстры, как минимум 8 дорожных знаков в придачу.

В настоящее время светофорное обеспечение Тюмени впереди планеты всей, уж по России-то точно первые. У нас люстры яркие и дальнобойные, как маяки на берегу океана. В Москве, Питере, Омске и т.д. пока ещё используют светофорный хлам, то есть ламповые объекты, тусклые, словно церковные свечки, а посему не обеспечивающие безопасность движения.

Но, ясный перец, не с фельетона началось ноу-хау. Губернатор, возвращаясь из поездки, заметил некую вату на перекрестке улиц Республики и Первомайской. Кстати, именно здесь в конце 50-х появился первый в Тюмени светофор. И вот парни из областного управления автомобильных дорог стали исполнять приказ руководителя региона по наведению соответствующего порядка в улично-дорожной сети. В этот момент на выставке по ул. Севастопольской подмосковное ЗАО «РемДорРус-сервис» (город Химки) показывало достижение отрасли. Матчасть землякам пришлась по душе. С одобрения правительства области процессу массового внедрения дали зеленую улицу.

…На стене зала центра управления смонтировано 18 мониторов. На них в режиме онлайн наблюдаем за движением транспортных средств на 29 перекрестках трассы Червишевский тракт – Тобольский тракт. Вот с улицы Баумана выезжает грузовичок с фургоном, а иномарка синего цвета, наоборот, въезжает. Ба-бах! Авария на голом месте. Складывается традиция: участники аварии обращаются за видеозаписью – она хранится 30 дней.

Итак, это одна зафиксированная на «цифре» авария. По статистике ГИБДД, в этот день произошло ещё 71 ДТП, в коих пострадало 3 человека, погибших, к счастью, нет. Увы, АСУДД их – происшествий – не узрела. Логичный вопрос: доколе не будем видеть? Отвечает знакомый читателю Руслан Тимерзянов:

– Приступим ко второму этапу внедрения АСУДД. Начиная от въезда в город по Ялуторовскому тракту, район Автограда до конца – вернее, до начала – улицы Республики с выходом на Ямскую, далее – объездная дорога. Пора уж. Но любая система управления движением дает улучшение пропускной способности в идеальном варианте до 30 процентов. Тюменцы, декларируется, превысили 13 %.

Но идеальные условия могут быть достигнуты при соблюдении участниками движения правил стоянки и остановки автотранспорта, а также правил проезда перекрестка, чтобы все имеющиеся полосы были использованы исключительно для движения. К сожалению, мы часто наблюдаем картину, когда машина припаркована там, где остановка запрещена, более того, даже во втором ряду, а многие пытаются проскочить перекресток на желтый или на красный свет.

Когда я, «отливая» репортаж, остановился на этой точке (имею в виду знак препинания), вспомнилась поездка по городу на юркой иномарке, за рулем которой была руководитель пресс-службы МКУ «Тюменьгортранс» Любовь Горовая. Ловко и уверенно управляла она машиной. Причем педантично придерживалась ПДД. Как-никак правила писаны кровью. Так как я сам автомобилист, то не мог не спросить, мол, в какой автошколе получила «права». Любовь Викторовна назвала учебное заведение а вслед за этим добавила:

– Водительское удостоверение уже было на руках, но меня испытал в деле отец, профессиональный водитель. И отрубил: «С такими познаниями в теории и практике тебя в город выпускать нельзя». Папе сдавала дополнительный, более строгий экзамен…

Спасибо вам, Виктор Васильевич Горовой, мерси от имени общества. Увы, далеко не у каждого чада отец – ас вождения. А подготовка в автошколах далека от совершенства. Ежедневно в столице области совершаюся десятки аварий: 70 – это средняя цифра. При таком раскладе язык не поворачивается рассуждать о «зеленой волне». Хотя меня заверяли, что на отдельных участках улицы 50 лет Октября возможен проезд перекрестков без остановки, то есть вам постоянно сопутствует зеленый огонек светофора. Комфорт на дороге зависит от многих факторов: от водительской дисциплины, хорошо оборудованной улично-дорожной сети, мостов и путепроводов. Правда, японцы утверждают: очень хорошо – это плохо. Чем лучше дорога, тем выше скорость. Да уж, львиная доля ДТП случается на добротной автомагистрали, ведь из колеи не выпадешь и особо не разгонишься. И тут с чего начали, к тому и пришли. Имеем в виду АСУДД. В этом плане совершенству нет границ.

На этот счет инженер-электронщик, генеральный директор ООО «Дорожный эксперт» А. Булдаков сказал:

– Насколько мне известно, «Тюменьгортранс» в плане электронного оборудования выглядит весьма неплохо. На базе АСУДД возможно создание Единой системы управления (ЕСУ): управление освещением улиц и площадей, отдельных культурно-исторических объектов, праздничных иллюминаций. Сюда же добавим мониторинг коммуникаций, снабжающих население и предприятия электрической и тепловой энергией, водой и газом, предотвращения на них аварий. В настоящий момент этим занято множество отдельных служб. ЕСУ позволит оптимизировать затраты. Возможности безграничны. Было бы желание…

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/