Медиакарта
7:51 | 25 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подростки двигают прогресс

08:39 | 28 марта 2015

Изобретение ишимского школьника вошло в пятёрку топ-идей по Уральскому федеральному округу.

Ученик 11 «б» класса 31-й школы Илья Лотышев занял третье место на региональном этапе престижного конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников, ежегодно проводимого компанией «Сименс». Школьник придумал устройство со сложным названием «Озонатор воздуха для двигателя внутреннего сгорания на основе импульсного коронного разряда». Проще говоря, это очиститель выхлопных газов.
Мы встретились с Ильёй, чтобы узнать, как становятся юными изобретателями.
– Сначала я задумал другой проект, но он оказался сложным и даже опасным в реализации. Случайно натолкнулся на статью в интернете о том, что по утрам и после грозы автомобиль едет лучше из-за повышенной концентрации озона в воздухе. Так и пришла идея по созданию озонатора, – рассказал школьник.
Вообще, озонатор – широко распространённое устройство. Принципиальное отличие изобретения Ильи – авторская схема преобразования электрического импульса. Прототип собирали вместе с отцом из подручных материалов, которые без труда можно найти в автомагазинах. Научный руководитель И. Лотышева – учитель химии школы № 31 Евгений Фёдоров – признался, что ученик приятно удивил его, когда принёс действующий прототип. Дальше работу над проектом продолжили вместе: наставник занялся теоретическим обоснованием, на Илье оставалась практическая реализация. Полевой этап испытаний проводили на тестовом школьном автомобиле ИЖ-2717, под капотом которого без труда разместился компактный озонатор. Результаты показали: использование озона позволяет снизить расход топлива АИ-92 в среднем на 3,5 процента. Стоимость готового и работоспособного аппарата составляет 826 рублей. Илья подсчитал: озонатор может полностью финансово окупить себя при побеге от 7 500 километров. Более того, прибор, который он придумал, – не только экономный, но и экологичный – позволяет снизить концентрацию токсичного угарного газа в среднем на 20 процентов, поскольку топливная смесь при использовании озонатора сгорает лучше.
Но изобретение ещё предстояло защитить перед профессиональным жюри. Кстати, на конкурсе в Екатеринбурге старшеклассник из Ишима стал единственным представителем Тюменской области. «Судьи задавали много сложных вопросов, главный интерес вызывало практическое применение: стоит ли ставить озонатор на современные моторы, где есть система очистки выхлопных газов. Я считаю, будет нелишним. А для старых авто это, безусловно, полезная вещь, поскольку у них высокая токсичность выхлопных газов», – отметил Илья.
К слову, юный ишимский изобретатель не впервые участвует в конкурсе «Сименс», в прошлом году его работа по производству биотоплива из растительного масла и спирта осталась в одном шаге от бронзы. Школьник признался, что в этом году он своим результатом доволен. Из 125 работ в финал вышли пять. В число лучших изобретений также попали зарядка электронных устройств, работающая от костра, устройство для обеззараживания ран, прибор для измерения качества воды и умный брелок с Bluetooth 4.0.
– Мы непременно продолжим исследования работы озонатора на других типах автомобильных двигателей и выявление других целей, которым может послужить данное устройство, – добавил Евгений Фёдоров. – Есть и другие проекты, в перспективе больше работ планируем посвятить химии. У ребят большой интерес к исследованиям, и руководство школы всячески поддерживает научную и прикладную деятельность учеников.
А вот Илья, несмотря на страсть к изобретательству, научную деятельность продолжать не собирается. Своё будущее он уже выбрал – парень мечтает об авиации. «Собираюсь поступать в Челябинское военное лётное училище, хочу стать военным штурманом, – поделился планами молодой человек. – Как альтернатива – офицер боевого управления (это наземная служба) или пилот гражданской авиации». А изобретениями можно заниматься в свободное время. Как знать, может, пытливый ум будущего штурмана или лётчика Лотышева найдёт рационализаторские решения на пользу российской авиации.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия БАРАНОВА.

Автор: Марина Сергеева.