...Есть люди, которые не знают, что такое война или плохо знают о ней. Мы должны им говорить, говорить нашим детям, нашим внукам,как она ужасна, и как прекрасен мир.
Из интервью П.Г. Луконина
Ребёнком я часто приезжала в гости к своим бабушке и дедушке в село Поддубровное. У них была такая привычка, можно сказать традиция: каждый вечер они выходили посидеть на лавочке возле дома, и я ходила вместе с ними. По улицам гулял народ от мала до велика, все здоровались, переговаривались, некоторые подсаживались и вели неторопливые беседы о деревенском житье-бытье.
-- Смотри, Петрович идёт! -- частенько восклицал мой дед. Тогда я не понимала, что это за «Петрович» такой и что в нём такого примечательного. Обычный деревенский мужичок, крепкий, добротный. Нравилось мне это слово «добротный». Однажды дед рассказал мне, что «Петрович» -- это один из наших соседей Луконин Николай Петрович, и что он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. «Да и отец его был «орёл», -- добавил тогда дед. Конечно, тогда я не поняла, что это за АЭС такая, и уж точно не поняла, почему о его отце, Луконине Петре Георгиевиче, дед отзывается с таким уважением.
Сейчас, благодаря музейным архивам, мне удалось приблизится к истории семьи Лукониных, которая потрясла меня так, что мне хочется рассказать о них всем. Оказывается рядом с нами живут сейчас или жили когда-то настоящие герои, достойные, чтобы о них знали и не забывали.
Пётр Георгиевич Луконин, один из миллионов солдат, кто принёс Победу нашей стране в Великой Отечественной войне, он и после боролся за нашу страну, за её будущее с голодом и разрухой. Когда началась война, он проходил военную службу по призыву: служил на Дальнем Востоке связистом, но вместо демобилизации попросился на фронт.
О войне Пётр Георгиевич говорил неохотно, с болью, нелегко давались такие воспоминания: «...Что-то уже стёрлось в памяти, но многое, может быть, самое главное, осталось навсегда и никогда не забудется — события, люди... Много было разного... но война, есть война: легко на войне не бывает». (Из интервью П.Г. Луконина в архиве Поддубровинского музея).
Пётр Георгиевич прошёл все дороги войны, участвовал в борьбе с врагом до его окончательного разгрома, был несколько раз ранен, бежал из небольшого немецкого полевого лагеря для военнопленных, но особенно памятными для него были события в Восточной Пруссии в 1944 году. Фашисты были ещё сильны, бои шли ожесточённые, бывало что и непонятно, где свои, а где враги. Наши войска продвигались на запад, Пётр Георгиевич служил связистом в 331-м стрелковом полку 96-й стрелковой дивизии 22-й армии. Однажды им со штабом полка пришлось заночевать прямо на дороге, а батальоны шли далеко впереди. Ночь, казалось, была спокойная, ясная, солдаты уже разложили лагерь и, подрёмывая, мечтали о родном доме и мирном небе. Вдруг совершенно неожиданно показались немецкие танки. Встретить их по-настоящему было нечем, силы были неравные, но солдаты доблестно приняли бой. При первом же столкновении связь прервалась, помощи было ждать неоткуда, да и от самого штаба в считанные минуты ничего не осталось.
Пётр Георгиевич с двумя товарищами оказался у полкового знамени. «... Я мгновенно оценил обстановку: сломал древко знамени, знамя обмотал вокруг груди и вместе с товарищами скрылся за обочиной большака в кустах...». ( Из интервью П.Г. Луконина). Они блуждали долго в надежде найти своих. Много натерпелись, по несколько дней ничего не ели, опасаясь заходить в деревни и просить помощи у местного населения, но не сдавались. Только спустя двадцать дней им посчастливилось наткнуться на поломавшийся в дороге и отставший от войск советский танк с экипажем. Вместе с экипажем, починив машину, Пётр Георгиевич с товарищами, наконец, добрались до своей армии, где передали спасённое знамя — символ доблести и чести полка. Благодаря этому, 331-й стрелковый полк остался не побеждён врагом, был снова сформирован и продолжал освобождать завоёванные фашистами земли, гнать их подальше от родной страны.
За спасение боевого знамени Пётр Георгиевич был награждён орденом Отечественной войны. Кроме того, за боевые заслуги он был награждён вторым орденом Отечественной войны, орденом Славы, двумя орденами Красного Знамени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», а о подвигах и наградах своих говорил скромно, мимоходом. Не это для него было главное, а победа, которую с таким трудом, не жалея себя, добывали всей страной, и мир, который нужно сохранить и, конечно, люди, которые были рядом и которые не вернулись, но навсегда остались в памяти.
Вот такой он -- Пётр Георгиевич Луконин -- «орёл».
по материалам Поддубровинского краеведческого музея)
На снимке: П.Г. Луконин
Фото из архива