Медиакарта
12:52 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Стремятся просто жить

http://s019.radikal.ru/i634/1504/81/d96447173f45.jpg
10:17 | 01 апреля 2015
Источник: Трудовое знамя

Мы продолжаем рассказывать о тружениках тыла и детях войны, которые вдали от фронтовых линий ковали победу и вносили не менее значительный вклад в общее дело, борясь за мир на родной земле. Сегодня наши герои – новоандреевская семья Перепелица.
…Казалось бы, календарная весна уже вступила в свои права. Но сибир-ский зимний сезон длится дольше. И в день нашего приезда на сельских улицах лежал снег, земля была сильно подморожена, в лицо дул прямо-таки ледяной ветер.
Ёжась от пролетающих снежинок, идём в ухоженный дворик. Дом тоже снаружи выглядит очень хорошо. Рассуждаем с коллегой: «Наверное, бабушка с дедушкой проживают с дочерью или сыном, потому как самим-то поддерживать жильё и усадьбу в таком порядке тяжеловато в силу возраста…». Ох, как же мы ошибались!
– Вот так гости к нам пожаловали! Проходите, не ожидали! – с улыбкой и удивлением встречают нас хозяева. Усаживают в уютном зале и начинают свой рассказ.
...Николай Степанович родился в небольшой деревеньке Головинка, которая находилась в трёх километрах от Новоандреевки. Здесь проживает с 1949 года.
– Мой отец ушёл на фронт 7 июля 41-го. Довезли его до города Ржева, выдали амуницию и сразу в бой. Послед-нюю весточку от него получили в ноябре. Писал так: «Иду на сражение, которое предстоит быть очень жарким! Постараюсь выжить, потом напишу!». Но… не выжил, погиб. Пришла только похоронка… Мать осталась с шестью детьми на руках: пять сыновей и одна доченька. Замуж мама так и не вышла, поднимала нас сама, – вздыхая, говорит Н.С.Перепелица.
Когда вдали от сибирской глубинки загремели взрывы, Николай Степанович вместе со своими ровесниками работал в поле, в организованном трудовом лагере. Пропалывали зерновые посевы с утра до ночи. После шли на сенокос. Тяжела была работа, но деваться некуда. Взрослые мужчины ушли воевать, в деревнях остались только женщины, дети да старики.
– В тот июньский день приехал бригадир в поле, дал мне кусок хлеба и сказал: «Беги домой, война началась!». Когда я прибежал, папа уже собирался в дорогу. Потом его и других мужчин увезли в военкомат на станцию Маслянская. Больше я отца в живых не видел, – рассказывает мой собеседник.
Он окончил лишь четыре класса. Возможности учиться дальше не было. Когда стал взрослее, ушёл жить к бабушке с дедушкой. Вскоре дед умер, а Николай с бабулей уехали в Белоруссию. Какое-то время проживали там. Потом он вернулся снова в Тюменскую область. Его забрали в армию, где служил три с половиной года. Затем пришёл трудиться в заготзерно и работал там до самого выхода на заслуженный отдых.
– А как познакомились со своей женой? – задаю я вопрос.
– С Валентиной Дмитриевной мы вместе работали, только она лаборантом была, я помощником заведующего складами. Вот так и встретились. А в 1959 году поженились, создали семью, – с улыбкой поглядывая на супругу, отвечает Н.С.Перепелица.
…Они вместе уже пятьдесят шесть лет. Смогли преодолеть все житейские трудности, выстоять, вытерпеть. Вырастили и воспитали двух сыновей. А теперь с нетерпением ждут в гости своих четверых внуков.
– Двадцать третьего апреля мне исполнится восемьдесят пять, юбилей! Вот тогда и приедут сыновья с внуками праздновать. А осенью жена отмечает день рождения. Тоже приезжают. Вот так два раза в год и навещают нас! – смеётся Николай Степанович.
…Во время беседы замечаю на столе пластмассовую ёмкость, наполненную землёй, и пробившуюся, тоненькую, изумрудного цвета томатную рассаду. Перехватив мой взгляд, супруги Перепелица чуть ли не хором говорят:
– Огород обязательно садим. А как же нам без грядок? Сами себя обеспечиваем. Пока силы есть, помаленьку копаемся, выращиваем овощи всякие! А в стайке ещё и курочки живут, своё мясо на столе имеется. Птицу тоже пока будем держать, всё какие-то животные на дворе. С ними веселее! Да и когда суетишься, двигаешься, значит, живёшь!
После того, как коллега попросил супругов попозировать, бабушка заохала:
– Дак ведь нам нужно переодеться! Минуту подождите, и сама наряжусь, и деду пиджак надену!
Пока ждём наших героев, внимательно осматриваю комнату. Полированный сервант 70-х годов, наполненный хрустальными бокалами, вазочками, разными чайными сервизами. Везде всё аккуратно застелено, на полу цветной ковёр. Бабушкины руки не знают скуки. Старается она, чтобы вокруг царили уют и чистота.
– Мы готовы, – смущённо поправляя причёску, говорит Валентина Дмитриевна.
Я предложила запечатлеть супругов с рассадой помидоров в руках. Почему? Потому что эти тоненькие стебельки, тянущиеся к солнышку, так похожи на бабушку с дедушкой, которые тоже тянутся к светлому, стремятся что-то делать, встречать гостей, радоваться внукам. Стремятся просто жить.

Фото Алексея ЛАВРОВА

Автор: Елена ДАНИЛЬЧЕНКО