Медиакарта
1:35 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Последний взлет

Сегодня исполняется три года с момента крушения ATR-72 под Тюменью

Трагедия произошла 2 апреля 2012 года в 7.33 по местному времени. Самолет авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс ЮТ-120 по маршруту Тюмень – Сургут вскоре после вылета из Рощино столкнулся с землей. Крушение произошло в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы близ деревни Горьковки. Из 43 человек, находившихся на борту, выжили только 10.

«Теперь я знаю, что такое ад»

– До места крушения шли пешком, – вспоминал старший инструктор специализированной пожарной части Максим Кривощеков, работавший на месте. – Дороги не было совсем, уже позже прошли «Уралы» и можно было двигаться по колее. Состояние – шоковое, в Тюменской области первый раз случилось что-то подобное.

Самолет пропал с экранов радаров уже через несколько минут после взлета, связь с экипажем оборвалась. При падении самолет распался на три части. Хвост лежал отдельно и был пустым – взрывной волной всех пассажиров, сидевших в хвостовой части, отбросило на 15–20 метров. Обломки горели, но тушить их сильным напором воды было нельзя – это могло навредить выжившим.

– Запомнилось, как из крошева металла донеслось: «Братки!», – рассказывал журналистам «Московского комсомольца» сотрудник МЧС Анатолий Колпащников. – Кинулись разбирать порванные кресла, металлические дуги. Стали вытаскивать одного пассажира за другим – все уже не дышат, а потом увидели в образовавшейся нише корпуса живого мужчину. Он прохрипел: «Теперь я знаю, что такое ад». Ребята-спасатели его буквально вырезали гидроножницами из «огненной ловушки».

Один из пассажиров выбрался из-под обломков сам. Повторяя «Я Саша, я Саша», он вышел к спасателям, протягивая порезанные руки.

Несмотря на то что ситуация для региона оказалась из ряда вон выходящей, никто не растерялся – начали оперативно помогать людям. В 250-метровой зоне крушения работали спасатели, медики, пожарные, всего – 232 человека и 125 единиц техники. Были проложены временные дороги, извлечены тела погибших, пострадавшие, потушены обломки самолета. К полудню поисково-спасательная операция завершилась. В это же время в городе стали работать с родственниками пассажиров, летевших на злополучном рейсе: началось опознание, были открыты горячие линии, в гостинице «Восток» забронировали 40 номеров для семей пострадавших и погибших, работали три бригады психологов.

Жизнь после

В связи в катастрофой было отменено вручение премии «Крылья России», присуждаемой лучшим авиакомпаниям страны. По иронии судьбы награждение должно было состояться в день трагедии. В Тюменской области, ХМАО и ЯНАО объявили трехдневный траур.

Расследование крушения ATR-72 заняло более года. Следственный комитет Российской Федерации и Межгосударственный авиационный комитет установили, что экипаж принял решение о вылете без проведения противообледенительной обработки самолета. В результате аэродинамические характеристики воздушного судна ухудшились и началось сваливание при наборе высоты. Командир воздушного судна и второй пилот не распознали данный режим, что и привело к катастрофе. Работа по делу, которое составило 130 томов, продолжается: 10 сентября 2014 года оно было возвращено прокурору в связи с некорректным составлением обвинительного заключения.

Родственники погибших получили по два миллиона рублей от авиакомпании «ЮТэйр», еще по полтора миллиона выделило государство, выжившие пассажиры получили компенсацию от правительства Тюменской области и выплаты по страховке.

О трагедии в регионе помнят. В апреле 2013 года на месте авиакатастрофы установили памятный мемориал, заменивший установленную годом ранее деревянную платформу с крестом, ежегодно проходят акции «Мы скорбим».

– Я не хочу кому-то отомстить, чтобы он в тюрьме сидел, страдал. Просто хочу, чтобы люди были более ответственны, – вспоминает выживший в авиакатастрофе Камил Баженов. – 2 апреля стало для меня контрольной точкой. По ней буду осмысливать, как живу и что делаю, все ли правильно.

Оригинал материала на сайте tumentoday.ru