Медиакарта
4:19 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Они в глаза смотрели смерти

Мой отец, Усольцев Яков Николаевич, родился в деревне Быстрой Голышмановского района. Ушёл на фронт в самом начале войны, дома остались три дочери и жена. Воевал отец в составе стрелковой дивизии, сформированной в Ишиме из мужчин, проживавших в близлежащих сёлах и деревнях.


Дивизия была переброшена в район Западной Двины, где шли ожесточённые бои. Немцы беспрерывно атаковали позиции красноармейцев, бомбили и обстреливали из тяжёлых орудий и танков, атаковали по всей линии нашей обороны. Наши бойцы оказывали упорное сопротивление и постоянно контратаковали врага.


В одной из таких атак отец получил тяжелейшее ранение. Во время боя он даже не заметил, что наступил на противопехотную мину. А когда ощутил боль, носок сапога смотрел в обратную сторону. Он прополз до воронки и свалился в неё. От болевого шока потерял сознание… Очнулся от падающей на него земли, и тут же сверху в воронку свалился немец со шмайсером в руке. Вторая рука у него была перебита. Отец подтянул к себе свою винтовку и наставил её на немца. Взгляды их встретились. По тому, как немец смотрел, отец понял, что это уже не враг, а такой же бедолага, как и он сам. Ощущение беспомощности и желание жить не дали им открыть огонь. Немец по-своему пытался что-то объяснить. Кивая на рану в руке, подполз, стянул с себя ранец. Отец понял, что нужно открыть ранец. Открыл. Там находились аптечка и пакет с продуктами. Бинтами немец помог перетянуть отцу ногу, а отец перевязал ему руку. Сделали по нескольку глотков шнапса из немецкой фляжки, пожевали галет. Сколько пролежали они рядом, отец не помнил, потому что находился в забытьи. Когда очнулся, немца уже не было в воронке – уполз, видимо. Но оставленные им бинт и галеты лежали рядом с отцом, это помогло продержаться двое суток. История, рассказанная отцом, врезалась в память на всю жизнь.
Ну, а отца на третьи сутки нашла санитарная овчарка, были во время войны такие обученные служебные собаки, она привела санитаров, которые и вынесли отца с поля боя. Затем эвакуация в тыл. В санитарном поезде перенёс три операции. Началась гангрена. Хирурги ампутировали отцу ногу выше колена. Полгода госпиталей – и война для моего отца была закончена. Всю оставшуюся жизнь раны мучили его, причиняя и физическую, и душевную боль.


– Будь она проклята, эта война! Сколько бед и горя принесла она людям! – не уставал он повторять нам, своим детям.


После войны в семье родилось ещё четверо детей, я –седьмой, самый младший. С искренней теплотой вспоминал отец того немца, спасшего ему жизнь. Нам, потомкам, нужно помнить, что фронтовики-ветераны защищали Родину, чтобы мы жили счастливо. Низкий поклон вам, победителям и героям!


Александр Усольцев, ветеран военной службы