Анатолий Васильевич Васильев (на снимке) из поколения тех людей, кто в годы Великой Отечественной войны, будучи ребёнком, помогал защитникам Отечества в борьбе с немецкими захватчиками, работая вместе с оставшимися в тылу взрослыми на Победу. Детских силёнок было немного, но они так нужны были нашей стране в то трудное время!
Анатолий рос в деревне Васнары в Чувашской ССР. Из четырёх родившихся до войны мальчишек в семье он был вторым и хорошо помнит своего отца и маму, которые с утра до вечера работали, чтобы прокормить себя и своих детей. Тяжёлый крестьянский труд двое старших сыновей тоже узнали сполна, когда в годы войны зимой учились в школе, а три летних месяца в каникулы вместе с женщинами-колхозницами работали – им доверяли охранять колхозный огород с овощами от бродячего скота и домашней птицы, жать серпом хлеб. За это им начисляли официально трудодни.
Первый школьный день Анатолия в сентябре 1941 года совпал с уходом отца на фронт. И сразу повзрослели мальчишки, оставшиеся в семье за главных мужчин.
-- Жизнь заставила рано повзрослеть, -- вспоминает А. В. Васильев. – Тем, кто работал, ежедневно давали печёный хлеб: взрослым – полбуханки, а детям – четверть буханки. Выручала корова-кормилица. Были у нас овцы, свиньи, но на стол к нам попадала только часть этого богатства, большая часть уходила на налоги. Самыми тяжёлыми для нашей семьи были военные годы, как и для всех советских людей. Никогда не забуду, как у меня болела спина после трудового дня, когда вместе с мамой я жал серпом поспевший в поле хлеб. Ох, и болела … Все руки были в шрамах и порезах, пока не приноровился. Помню, как женщины, объединившись по нескольку человек, таскали за собой плуг, чтобы вспахать домашний огород и посадить весной картофель, а мы, мальчишки, старательно бросали вслед за плугом проросшие клубни картофеля, оставшиеся от зимы. Порой и бросать было нечего – не каждый год был урожайным на картофель, а есть хотелось каждый день …
Отец Анатолия, Василий Терентьевич, получил боевое крещение в битве под Москвой. В Ржевской «мясорубке» попал в плен, но когда его везли в Германию по территории Литвы, ночью вместе с другим военнопленным сделали попытку побега. Вооружённая немецкая охрана, сопровождающая эшелон, наугад начала стрелять по убегавшим. Одна пуля попала в напарника, а Василию Терентьевичу удалось уйти. Два года работал он у литовского фермера на хуторе -- литовец выкупил русского солдата у немцев. Но когда наша армия уверенно погнала фашистов на запад, немцы, отступая, прихватили с собой и Василия Терентьевича. Привезли его в Германию и заставили работать на военном заводе, который собирал пулемётные ленты. Только эти ленты никак не хотели стрелять в бою.
Освободили русского солдата вместе с другими такими же военнопленными англичане. Отец Анатолия до конца своих дней вспоминал добрым словом англичанина-хирурга, который после тяжёлого ранения не отнял у него ногу, а вставил какие-то искусственные кости вместо раздробленных.
После окончания войны в семье отца родилось ещё трое детей, в общей сложности стало семеро. Работал Василий Терентьевич бригадиром в колхозе и старался делать всё, чтобы его дети получили образование. Когда Анатолий учился в 8 классе, ввели платное школьное обучение: нужно было заплатить в год за каждого ученика 150 рублей. В большой семье таких денег не было, и тогда классный руководитель Анатолия посоветовала отцу попросить деньги в колхозе, потому что мальчишка хорошо учился. Такие деньги в колхозе нашлись, и благодаря этой поддержке Анатолию удалось окончить 10 классов Красноармейской средней школы и поступить в Казанский ветеринарный институт.
-- Свой первый ветеринарный опыт я получил, когда учился в школе: я спас жизнь овечке, которая на нашем подворье не могла разъягниться, -- говорит А. В. Васильев. – Видимо, я всё сделал правильно, овца осталась жить. Этот случай был первым толчком к выбору профессии. Учиться в институте мне было легко, а вот жить – трудно. Приходилось вечерами после занятий разгружать вагоны с зерном, искать другую подработку. Я понимал, что семья не может мне ничем помочь, поэтому жил на стипендию да на подработку.
В 1957 году в Тюменскую область по направлению от Казанского ветеринарного института приехали на работу 13 молодых специалистов с высшим образованием. Я приехал первым. В областном управлении сельского хозяйства меня направили старшим ветврачом в Аромашево, где я добросовестно отработал 9 лет. Здесь же я женился на Инне Георгиевне, здесь родился наш первый сын Евгений. Меня всё устраивало, а жена хотела жить в городе. Переехали в Омск. Я устроился на работу преподавателем на кафедру хирургии в ветеринарный институт. Несколько лет преподавал студентам, но я понимал, что это не моё призвание. Меня тянуло на производство. И снова был переезд по направлению Тюменского областного управления сельского хозяйства, теперь уже в Викулово. Приняли меня на должность главного ветврача в районное управление сельского хозяйства и начальником ветстанции. В то время в Викуловском районе было много общественного и личного скота, и ветеринарной службе придавалось большое значение. Тогда в районе работали хорошие ветспециалисты, всех их я помню и благодарен за понимание …
20 лет жизни Анатолий Васильевич Васильев отдал развитию сельскохозяйственного производства. 11 лет работал заместителем председателя Викуловского райисполкома. Последние полтора года перед уходом на заслуженный отдых работал заместителем председателя колхоза имени Калинина и главным зоотехником. В свободное от работы время с удовольствием играл в шахматы, занимался охотой и рыбалкой, играл на аккордеоне и пианино, в духовом оркестре. Кстати, второй сын, Владлен, унаследовал от отца музыкальные способности.
Даже в преклонном возрасте (Анатолию Васильевичу исполнился 81 год), ветеран труда и Великой Отечественной войны продолжает для души играть в шахматы, на любимых музыкальных инструментах, внимательно наблюдает за событиями в стране и за рубежом, и очень беспокоит его обстановка в мире. Самое главное, считает он, -- жизнь без войны. Достаточно для людей тех испытаний, через которые прошли наши отцы и деды семь десятков лет назад …
Фото Т. СУХОВОЙ