Что такое книги, объяснять не надо. Духовная пища. Жизненный путеводитель. Учитель. Воспитатель. Умный собеседник. Впрочем, всегда ли умный? Взять хотя бы не претендующие на замысловатость сюжета и притязательность стиля и слога современные бестселлеры. Авторы, как будто сговорившись, решили развить до сверхпределов криминальный «талант» и поднатаскать в эротическом искусстве. Книги, которые не требуют работы ума и души. И нередко пользуются спросом.
Главным гидом и советчиком в мире разнообразных книг является семья, где состоится первое знакомство с книгой каждого человека. С семьи начинается знакомство с православным чтением. Мне кажется, повезло тем детям, чьи семьи отмечены большой дружбой с православной книгой. С такими родителями и их детьми хочется говорить и говорить. Чувствуется, что рядом нечто значительное и настоящее. Участники разговора за круглым столом именно такие люди: удивительной души, щедрого внутреннего мира.
Усольцева Т.М.:
– Детская библиотека. Работать с маленькими читателями ответственно и интересно. И трудно. Навыки чтения только закладываются. Надежду Ивановну Мирошниченко, заведующую Детской библиотекой, представлять как-то особо юргинцам не надо. Столько в ней искреннего расположения: зайдите в библиотеку. Никогда не сделает вида, что ей не надо вас. Все школьники и их родители – потенциальные читатели. Именно родители, занятые работой, бытом, нередко не расположены к чтению. А она начинает беседу. А вдруг получится! Уставшего от проблем и разуверившегося человека заинтересовать чтением для души. Шмелёва возьмите, Платонова. А если хотите, стихи. Поверьте, вы освободитесь от лишнего психологического груза. Только не лезть человеку в душу, а занять её. Сколько раз мы испытывали это на себе, бывая в детской библиотеке.
Мирошниченко Н.И., заведующая Юргинской Детской библиотекой:
– Я хотела бы начать с притчи.
Ученик спросил старца:
– Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
Спросил и старец:
– А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
Ученик пожал плечами:
– Для того чтобы жить. Без пищи я умру.
Старец кивнул:
– Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть.
Сегодня дети получают от своих родителей установку на будущее – приспособленность (заметьте, не социализацию) к жизни в обществе. В таком обществе, каким мы его представляем на данный момент времени. Отсюда неограниченное «внимание» к интернету, как к ресурсу, замещающему живое человеческое общение. Этот ресурс, к сожалению, обладает нулевым коэффициентом полезного действия. Он не обучает размышлять, сопереживать, анализировать, не воспитывает духовно-нравственные качества. Интернет – это канал информации. А для растущей души ребёнка постоянно нужна духовная пища, которую, несомненно, даёт печатная книга. И чем раньше он встретится с героями детских книжек, тем богаче и ярче будет его дальнейшая жизнь.
Наши далёкие предки были мудрее сегодняшних родителей. На Руси книга и чтение ценились всегда. В неграмотных крестьянских семьях читали наизусть былины и сказки. Основным средством воспитания русской интеллигенции, её традицией были семейные чтения. Родители очень серьёзно подходили к выбору книг для чтения детям. Каждая из них просматривалась, прочитывалась матерью или отцом, определялась ценность того материала, который излагался и только после этого книгу начинали читать вместе с детьми.
Сегодня жизнь развивается стремительно. И многие родители могут возмутиться сравнением с прошлым временем. Их возмущение будет оправданно в некоторой степени. Но положительную мотивацию к познанию окружающего мира и воспитанию духовности должны привить ребёнку именно родители. А поможет им в этом книга, которая сама по себе не воспитывает. Она призывает к размышлению. Задача родителей сочетать эти размышления с реальной сегодняшней жизнью.
В русской детской литературе есть замечательные авторы. Например, Александра Ишимова или Лидия Чарская. Сегодня эти авторы вновь возвращаются к читателю. Мы можем наблюдать новое явление в культурной жизни страны – православную литературу. Это «Библия в пересказе для детей», «Библейские легенды», книги Бориса Ганаго «О вере», Натальи Городецкой «Не надо бояться». Рано или поздно каждый ребёнок узнаёт, что в мире есть смерть, и это открытие очень пугает его. Родители часто не знают, как помочь ему справиться с такими мыслями, и поэтому избегают разговоров на эту тему. Автор книги, мать двоих детей, уверена: с детьми нужно обсуждать всё, что их волнует. В нашем фонде представлены уникальные для семейного чтения периодические издания «Доброе слово», «Шишкин лес». Издания знакомят читателя разного возраста с отечественной духовной культурой. Чтобы читать эту литературу, самим родителям необходима большая душевная работа. Поэтому наряду с этими изданиями, я советую обратить внимание на хорошо знакомых с детства авторов. Например, великий сказочник Ганс Христиан Андерсен наполнил своё творчество теплом истинной веры. Ребёнок, которому в детстве читали сказки Андерсена, сохранит радость встречи с удивительным миром на всю жизнь. Сказки Андерсена учат доброте, смирению, всем божьим заповедям, высмеивают хамство, лицемерие, жадность и трусость. Сказки философские. Ребёнку без мамы и папы сложно будет разобраться в том, что хотел поведать автор. Фёдор Достоевский, Александр Пушкин, Антон Чехов, Лев Толстой – писатели, которые воспитывались и жили как христиане и несут в произведениях для детей житейские истины.
Усольцева Т.М.:
– Читать то, что неизменно и актуально в веках, конечно, хорошо. Но каждое время ставит всё новые и новые вопросы, искать ответы на которые в предыдущем опыте человечества ребёнку порой не под силу, Надежда Ивановна.
Мирошниченко Н.И.:
– Да, юному читателю хочется читать не только о прошлом, но и о настоящем, не только о предшественниках, но и о современниках. В фонде Детской библиотеки представлена не просто литература для детей, а книги для духовно-нравственного чтения. К ним относятся весёлые, с запасом нечаянной радости, способствующие эмоциональному развитию ребёнка стихи Марины Бородицкой. Для семейного чтения можно предложить книги Валерия Воскобойникова, Григория Кружкова, Владимира Левина, Елены Мурашовой и многих других писателей, пронизанные мудрой жизненной философией. Главное, они не оставляют равнодушными и дают замечательный повод для взаимопонимания и общения отцов и детей, внучат, дедушек и бабушек. В нашей библиотеке есть настоящие ценители книги, как инструмента воспитания. Это семьи Перевозкиной Насти, Зотеевой Оли, Аксёнова Димы, Ивановой Лены, Кочнева Арсения, Яковлевых Артура и Артёма, Востриковой Насти, Коноваловых Яны и Артёма, Самойловых Насти и Анечки и многих других читателей. Семейное счастье этих детей складывается из понимания того, что никто из них никогда не останется одиноким и непонятым.
Усольцева Т.М.:
– Есть расхожее суждение о том, что читать сегодня не модно. Я считаю, что юным сегодня сложнее, чем нам. Мы, взрослые, только реагируем, даём оценку переменам в жизни. А молодёжь в её эпицентре. Вы согласны?
Мирошниченко Н.И.:
– Читают. Классику, детскую литературу. Всё, что требуется по программе внеклассного чтения. Берут много литературы для подготовки рефератов и докладов. Ярких мероприятий мы проводим много, рассказывая о православных традициях: Рождество, Масленицу, Пасху. В помощники берём наших любознательных юных читателей. Здесь и поиск, и игра, и серьёзное воспитывающее начало.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".