Медиакарта
19:06 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из взвода осталось их трое…

Более 90 тысяч  наших земляков-тюменцев не вернулись с полей Великой Отечественной. Из них каждый десятый погиб  под  Сталинградом.

Заводоуковец Степан Мерзляков тоже защищал город на Волге, но выстоял в этой жестокой битве. Ныне здравствующий ветеран рассказывает, что о начале войны он узнал в Талице, где работал на заводе. Степан Фёдорович и ещё 12 комсомольцев, на груди которых красовались значки  ГТО, ПВХО, ОСОАВИАХИМа и «Ворошиловского стрелка», сразу пошли в военкомат.

– Успеете ещё, и до вас  очередь дойдёт! – строго ответили нам в военкомате. А мы возмущались: вой-на, может, скоро  кончится, так и останемся в тылу! – вспоминает фронтовик. – Всё же потом нас взяли в  Воздушно-десантные войска и отправили на фронт. Да только, видно,  не суждено мне было десантироваться в тыл врага: в 1942-м переформировали нашу «крылатую гвардию» в  пехоту. Так оказался я в  составе 40-й дивизии на среднем  Дону. Каждый день мы отбивали атаки фашистов. Приходилось отступать. При переправе через реку я едва не погиб: до берега ещё метров 15 оставалось, и тут в  нашу лодку попал  снаряд. Насквозь прошёл, никого не задел… Позже ещё раз меня уберегла судьба. Позавтракать с ребятами, было, собрались –  отправился я за водой,  принёс котелок и сел поодаль от окопа. А товарищи мои кричат: «Стёпка, давай к  нам!» И вдруг взрыв. Меня подбросило, землёй засыпало. Контузило. Всю грудь и ноги осколками посекло. А друзья мои все до одного погибли…

В  полевом  госпитале Степан Фёдорович лечился недолго – и снова на фронт. Попал  в  857-й отдельный стрелковый полк, с которым и участвовал в контр-наступлении под Сталинградом.

– Ночью 19 ноября 1942 года началась артподготовка, – продолжал рассказ ветеран. – На рассвете в  бой вступили наши танковые корпуса. Следом  кавалерия. Мы стёрли в кровь ноги – шли вперёд и вперёд, едва поспевая за танками и кавалерией. Врага  почти не встречали: попадались лишь отдельные случайно уцелевшие огневые точки и фрицы, сдававшиеся  в  плен. Ожесточённые бои начались, когда Сталинградский котёл стал сжиматься.  Меньше чем  за месяц боёв  от нашего взвода  осталось всего три человека… Первого января 1943 года мы  получили задание уничтожить засевшего под  подбитым  танком  снайпера. Здесь меня в руку и ранило. Я снова оказался в  госпитале. Потом на фронт  уже не вернулся. Дали мне инвалидность третьей группы и   признали негодным  к  строевой службе. Направили в  Саратов, в  ремесленное училище. Там я преподавал ребятам военную науку.

В Саратове  Степан  Фёдорович и встретил Победу. После войны вернулся в  Заводоуковск, трудился в Новозаимском заготзерне, райкоме партии, МТС, на заводе «Тюменьсельмаш» и в ОПХ. Выйдя на пенсию, фронтовик  посвятил  себя общественной работе – был членом  президиума районного совета ветеранов. За большой вклад  в  развитие ветеранского движения и воспитание молодёжи по ходатайству районного совета ветеранов Степан Фёдорович получил звание «Почётный гражданин Заводоуковского городского округа».

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ, научный сотрудник музея