В Казахстане, в российском городе-анклаве Байконур, который арендован до 2050 года, 12 апреля – особый день: работники космической отрасли отмечают профессиональный праздник. У меня же в этом городе сбылась мечта детства – проводить в пилотируемый полет экипаж 43/44-й экспедиции международной космической станции (МКС) на ракете космического назначения «Союз-ФГ».
Чтобы 27 марта попасть на первый пилотируемый запуск этого года и вернуться в Тюмень, пришлось совершить автомобильный пробег длиной почти 4 000 км.
Первые яркие впечатления – вывоз ранним утром 25 марта спецпоезда с ракетой космического назначения «Союз-ФГ» и пилотируемого космическго кораблья «Союз ТМА-16М» в ее составе из монтажно-испытательного комплекса на стартовый комп-лекс площадки 112, известной в обиходе как «Гагаринский старт». Место старта Юрия Гагарина – до сих пор самое удобное для обслуживания кораблей с экипажами для доставки на МКС.
После проведения операций по вертикализации РКН «Союз-ФГ» и сведения ферм обcлуживания стартовые расчеты предприятий ракетно-космической отрасли России приступили к работам по программе первого стартового дня.
Гордость берет, когда знаешь, что это изделие – российского производства!
На следующий день в полдень состоялось традиционное для запуска событие – освящение РКН православным священником, прикомандированным к центру подготовки космонавтов. Ввел эту традицию Патриарх всея Руси Алексий II, впервые освятив старт в 1998 году.
Вечером прошла предстартовая пресс-конференция основного и дублирующего экипажей экспедиции МКС под названием «Альтаир».
Через 24 часа командир корабля Геннадий Падалка, борт-инженеры Михаил Корниенко и Скотт Келли поднялись в космический корабль «Союз ТМА-16М». Несколько часов ожидания, ключ на старт – и ракета-носитель «Союз-ФГ» дала отсчет новой длительной космической экспедиции на МКС и первому годовому полету на станцию.
Прошли три часа предстартового ожидания на наблюдательном пункте под трансляцию переговоров службы запуска. И вот, секунда в секунду – в 22.42 по московскому времени, ночную темноту взорвал огненный шар сжигаемого топлива на стартовом столе. В 800 метрах от нас в звездное небо за 6 секунд благополучно поднялась ракета. Через 9 минут освободившийся от лишних ступеней ракеты-носителя транспортный пилотируемый корабль (ТПК) «Союз ТМА-16М» вышел на расчетную орбиту и начал шестичасовой полет к МКС.
Стыковка ТПК «Союз ТМА-16М» с Международной космической станцией прошла в 04.36 московского времени 28 марта.
Это произошло, когда я уже отправился в обратный путь, мечтая лишь об одном: увидеть космонавтов ровно через год на приземлении спускаемого аппарата 3 марта 2016 года в степях Карагандинской области в составе поисковой группы вместе с экипажами вездеходов «Петрович» тюменского производства, способных доставить спасателей в любых дорожных условиях в любое непроходимое место.
Оригинал материала на сайте tumentoday.ru