На протяжении многих лет в нашей стране для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания всегда ощущалась нехватка мяса. Даже в лучшие времена, когда поголовье КРС достигало 58 миллионов голов, на прилавках магазинов мяса в изобилии мы не видели. В период перестройки мясная промышленность вообще пришла в упадок. Поголовье скота сократилось до 20 миллионов голов, а производство мяса снизилось в 2,5 раза. В Россию хлынул сомнительного качества поток импортной мясной продукции, что, конечно же, ни в коей мере не сыграло положительную роль в восстановлении отечественной мясной промышленности. За последние годы, благодаря Государственной Программе по ускоренному развитию АПК, картина производства мяса стала постепенно меняться. Если, к примеру, в 2000 году в стране выпускалось 4,7 млн. тонн мясной продукции, то к началу 2014 года ее производство выросло до 8,5 млн. тонн. Но, несмотря на принимаемые меры по увеличению поголовья чистопородного крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, доля импорта говядины в Россию составляет около 60%.
Что делать? Этот проблемный вопрос волнует не только государственных мужей, но и простых сельских жителей, занимающихся выращиванием скота на мясо. Недавно в рамках данной проблемы в селе Омутинское под председательством заместителя директора Департамента АПК Тюменской области Р.О.Бетляева, состоялось совещание представителей АПК нашего, а также Юргинского, Голышмановского и Аромашевского районов. На нем рассмотрели пути и варианты привлечения частного сектора к увеличению производства мяса КРС с использованием промышленного скрещивания молочных коров высокопродуктивными быками мясных пород.
За предшествующий 2014 и начало 2015 года к нам в Управление АПК обратились немало сельских граждан, желающих заняться содержанием и разведением крупного рогатого скота. Но с чего начать, где взять первоначальный капитал на покупку молодняка, строительство животноводческих помещений и приобретение кормозаготовительной техники? Эти вопросы являются для них самыми трудными. К сожалению, для таких энтузиастов помощь со стороны государства незначительная. Для сведения граждан перечислю варианты государственной поддержки.
Первое, что можно полу- чить, это деньги по программе «Самозанятость» через ор- ганы соц.защиты в размере 117,6 тыс. рублей. Второе, купить племенной скот с 50% субсидированием возмещения затрат на приобретение племенных животных для воспроизводства. Третье, сдать излишки молока с получением дотации от 3 до 4 рублей за каждый килограмм реализуемого молока. Четвертое, купить комплект кормо- заготовительной техники с 20% возмещением затрат на приобретение. И, последнее, что остается частнику, это взять кредит с возмещением процентной ставки рефинансирования ЦБ в размере 8,25%.
Есть еще у нас федеральная Программа государственной поддержки в форме субсидий финансового обеспечения грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в сумме 1,5 млн. рублей и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам Тюменской области в сумме 250 тыс. рублей. Но чтобы попасть в нее, необходимо пройти сложный отборочный конкурс, защитить бизнес план и т.д.
Но давайте вернемся к теме прошедшего совещания. Первое, что обсуждалось на встрече, это вопросы, которые мешают развитию ЛПХ. Среди них названы отсутствие надлежащих пастбищ, сенокосов, пастухов, проблемы с заготовкой, приобретением и доставкой кормов, отсутствие в частных стадах высокопродуктивных быков-производителей, низкая осведомленность населения в вопросах экономической эффективности современного молочного и мясного скотоводства, посредники-перекупщики.
Участники совещания попытались на начальном этапе решения данной проблемы хотя бы наметить пути, по которым можно будет дальше двигаться. Первое, что надо сделать, это в каждом сельском поселении выявить граждан, желающих заниматься фермерством или хотя бы расширенным мясным животноводством. Следующим шагом на пути увеличения производства с/х продукции, в том числе мяса говядины, намечена индивидуальная работа с каждым ЛПХ - мы должны знать, что оно хочет и чем ему можно помочь. Для решения вышепоставленной задачи было предложено несколько вариантов: обозначить на базе некоторых мясных хозяйств района курирующие предприятия, которые взяли бы под свое крыло граждан, ведущих крупнотоварное личное подсобное хозяйство и на договорных условиях помогали бы им в восстановлении продуктивности пастбищ и сенокосов, заготовке кормов, обеспечивали стада чистопородными мясными быками. При получении помесного приплода, полученного от промышленного скрещивания, специалисты организовали бы сопровождение по кормлению и содержанию молодняка и его дальнейшей реализации по приемлемым для ЛПХ ценам. Для доведения поголовья телят до необходимых мясных кондиций, курирующие мясные хозяйства могли бы организовать у себя откормочные площадки, куда ЛПХ поставляли бы излишки своего молодняка на откорм, экономя на этом собственные финансовые ресурсы. Можно этот перечень взаимовыгодных услуг перечислять до бесконечности, но вся их суть должна заключаться в том, чтобы на доверительных условиях материально заинтересовать каждого участника данного процесса в совместном сотрудничестве по принципу кооперации. Для дальнейшего, более глубокого изучения данной проблемы участники совещания договорились провести в ближайшее время расширенную встречу с приглашением за круглый стол переговоров наиболее продвинутых граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, глав администраций сельских поселений и других заинтересованных сторон, чтобы договориться и выработать пути взаимовыгодного сотрудничества, направленного на увеличение мясной продукции.
Уважаемые граждане! Ждем ваших предложений по решению вопросов, связанных с улучшением работы личных подсобных хозяйств. Контактные телефоны 3-12-37, 3-16-79.