Медиакарта
3:16 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Военное детство

В год празднования юбилея Победы моя прабабушка Екатерина Григорьевна Прокопьева будет отмечать своё 85-летие. Детства она не знала: с пяти лет помогала родителям по хозяйству.

22 июня 1941 года рано утром на участок химлесхоза в Юргинском районе, где со своей семьёй жила прабабушка, приехал нарочный и сообщил страшную весть о войне. Люди выбегали из бараков с криками и плачем. В то время прабабушке было одиннадцать лет. Тем военным летом к ним на участок привезли эвакуированных поляков. В сентябре 1941 года Катя вместе с польскими детьми пошла в школу. Закончила три класса. Весной 1943 года пошла работать в Райтоп на заготовку дров. В первый же день, работая пилой, получила травму. Шрам на пальце остался на всю жизнь. Пилили деревья, обрубали сучки. Брёвна распиливали ручной пилой на дрова. За день нужно было заготовить шесть кубометров на двоих. За каждый кубометр дров давали 300 граммов муки.

– Когда я стала постарше, – рассказывает прабабушка, – мы с тётей напиливали за день по десять кубометров дров. Рядом работали два парня, но они не могли угнаться за нами. Приходилось заниматься заготовкой сосны. Четырёхметровые лесины грузили с девочками на машину, закатывали их по доскам. Когда летом работали, жили в лесных избушках. Спали на нарах. На них клали траву и какую-нибудь ветошь. За работу нам выдавали муку и капусту. Пекли лепёшки или пирожки. Воду брали из вырытых колодцев.

Весной отводили деляну для выпиливания леса на моховом болоте. Пильщики должны были вырубить всю эту территорию. В работу прабабушки ещё входило жечь уголь. Выкапывали яму глубиной около метра и разводили в ней огонь. Сверху клали двухметровые лесины, которые сгорали в уголь, его отправляли на фронт. Прабабушка уверена, что этот уголь применялся для приготовления еды солдатам. В июне сдирали бересту с деревьев, гнали дёготь. В большие казаны клали бересту, а под казаном разжигали огонь. Из старых пней сосны делали смолу. Корчевали пни вручную. Самый трудный корень для корчевания называли «редькой». В конце июля отправляли всех на покос. Нужно было сначала накосить для государства, а потом разрешалось заготовить корм для частных дворов. Государству требовалось для сдачи 12 кг топлёного масла или 260 литров молока в год. Мяса тоже нужно было 40 кг сдать. В то время привозили и выдавали работающим 200 граммов хлеба, а неработающим – 150 граммов в день.

Особенно тяжело было зимой, не в чем было ходить, ни одежды тёплой, ни обуви. Жили трудно, но дружно. Полякам приходилось тяжелее. Многие не смогли перенести сибирский холод, некоторые умирали от голода. Когда закончилась война, эти люди вернулись на свою родину. Уезжая, подарили прабабушке табурет, которым она пользуется вот уже 70 лет.

После войны прабабушка в лесу проработала ещё 12 лет.

Затем она выучилась на закройщика и по этой профессии проработала до пенсии, заслужила много наград. Её портрет был помещён на областную Доску Почёта.

В войну моя прабабушка была немного старше меня. Выстоять, выдержать такие испытания могли только сильные люди. Моя прабабушка Катя из их числа.

Автор: Вероника Череватых