…Свежее апрельское утро. На сладковских улицах обычная суета. Спешат по делам взрослые. На остановках дожидаются автобуса школьники. В детский сад провожают малышей родители. А у меня сегодня очередное задание – профессия социального работника.
Есть такая профессия
Проходя мимо социальных домов (в народе их прозвали ветеранскими), увидела как-то в огородчике на земле кусочки хлеба, которые клевали деловитые воробышки. Надо же, позаботились о братьях наших меньших. Так продолжалось несколько дней. С каждым разом куски становились всё меньше – по вкусу пришлось угощение пернатым. А вот мне всё больше хотелось узнать, кто заботится и помогает в повседневности самим жильцам этих домов? Ведь есть же такая профессия?
Всё по-настоящему
Уход за данными людьми осуществляет отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов КЦСОН Сладковского района «Виктория». Моим экскурсоводом в профессию стала социальный работник М.Н.Мальцева, которая трудится в данной должности с 2000 года.
– Так Вы писать про эту работу будете? – Марина Николаевна смотрит на меня недоумённо.
– Сначала мне надо проверить её на себе. Потом будем и писать, и фотографировать, – отвечаю я.
– А что делать-то будем? – снова спрашивает она.
– А что Вы обычно делаете? – интересуюсь.
– О! Так я и убираю, и за продуктами хожу, и рецепты на лекарства выписываю. Вчера вот платёжки пришли: надо за коммунальные, за свет, словом, за всё заплатить, – развела руками соцработник.
Мм, ходить по разным кассам, чтобы оплачивать услуги, – занятие не очень интересное. Но надо же мне как-то в профессию окунуться?
– Давайте сегодня «погенералим»! – предлагаю я.
– Тогда пойдёмте к бабе Ане, – определяет моя наставница.
«Целый день на ногах!»
Существует график, по которому М.Н.Мальцева навещает своих подопечных. К супругам Касьяновым, например, прибираться она приходит по средам.
…Следуем по нужному адресу (это тот дом, который ближе к автовокзалу). Для описания того, что увидела, лучше подходит выражение – всё колом встало. Начавший таять снег покрылся ледяной коркой и превратил путь в испытание. Моя наставница проходит вперёд, указывая дорогу. Еле семеню вслед на высоких каблуках. Тропинка узкая, неудобная. Как бы моё журналистское любопытство не обернулось травмой! Да как тут дедушки и бабушки вообще ходят!
– Для соцработника главное – это удобная обувь, – констатирую, преодолев «полосу препятствия».
– Конечно, я же целый день на ногах. У меня на попечении тринадцать человек, кто одиноко живёт, кто семьями. Приходится побегать, – с улыбкой отвечает Марина Николаевна.
У бабы Ани и деда Вани
…Дверь нам открыла баба Аня (дед Ваня уже совсем старенький стал, болеет, мало поднимается). С порога вижу, как при взгляде на мою спутницу лицо бабушки озаряется улыбкой: «Мариночка!».
– Баб Ань, я не одна, со мной ещё и редакция, – смущается Марина Николаевна.
– Проходите к столу, он чистый, писать будете, – засуетилась Анна Емельяновна.
– Сегодня мы ничего писать не будем, – улыбаюсь в ответ, – сегодня я, как Марина.
Тем временем моя наставница принимается за работу: вытряхивает половички, подметает. Привычным движением я снимаю кольцо, часы (меня ждёт мокрое дело). Бабуля выдаёт мне тряпицу и ведёрко.
– Ой, редакция будет тряпкой махать? – растерянно говорит она мне.
– Почему бы и нет? Мы же не только ручкой по листочку водить умеем, – отшучиваюсь я.
– Ой, права ты дочка! Всё надо уметь, всё в жизни пригодиться. Сама без дела сидеть не люблю.
Берусь за работу. С грустью замечаю, что повсюду: в комнате, кухне лежат лекарства. Возраст и болезни никого не щадят.
Время пролетело. Вот заблестели подоконники, полы (лично я ещё отмыла холодильник: этот «исторический» момент фотокорр запечатлел для архива). В квартирке стало чисто. Но важно другое: за работой мы успели поговорить с Анной Емельяновной (а пожилым людям так дорого любое проявление внимания).
– Баб Ань, вам за продуктами надо сходить? – спрашивает на прощанье Марина Николаевна.
– Нет, хлебушек ещё есть, другого ничего не надо, – говорит бабушка и добавляет, – спасибо вам, доченьки!
У бабы Зои и деда Толи
Следующий адрес – в соседнем ветеранском доме. Двор здесь на солнечной стороне, так что к подъезду добрались без проблем. Супруги Ивановы – Анатолий Николаевич и Зоя Фёдоровна – встретили мою наставницу, как старую знакомую, а меня вопросом: «А это что за девочка?». Не поверили в цель визита до тех пор, пока не взяла в руки мокрую тряпку. И снова мы с Мариной Николаевной пылесосили, вытирали, мыли.
– Чайник согрей девчонкам, угостить надо, – обратился Анатолий Николаевич к супруге.
– Не надо, мы на работе! А вот побеседовать можно, – говорю я.
И снова полился рассказ. Людям, на чьё детство пришлась война, голод, холод, послевоенная разруха, есть о чём поведать. И пока не подводит память, пока есть силы и здоровье у очевидцев событий исторического значения – надо зафиксировать их воспоминания для будущих поколений. Вот тут уже я включаю диктофон. Каждая такая встреча – это настоящий урок мужества.
И словом, и делом
Никому не дано знать своего будущего. Где мы окажемся на склоне своих лет? Будем ли в добром здравии, чтобы суметь обеспечить свой быт? На чьи плечи лягут повседневные заботы о нас в старости? Отрадно, что сегодня у тех людей, которые прошли длинный трудный жизненный путь и по разным причинам остались одинокими, есть опора. Это социальные работники. Словно сёстры милосердия, они ухаживают за пожилыми и немощными. В этой профессии мало романтики, но много пользы. Люди, выбравшие данную деятельность, заслуживают уважения. Они помогают нашим старикам и словом, и делом.
Фото: Алексей Лавров