Мы продолжаем публиковать материалы, присланные на конкурс «О героях былых времён». Приём работ уже завершён. В конкурсе приняли участие более 35 человек. К 70-летию Победы редакция планирует специальный выпуск газеты. И нам необходима помощь читателей. Может быть, у кого-то в домашнем архиве сохранились военные снимки: нужны не просто портреты, а сюжетные фото. К примеру, момент привала, возле фронтового орудия, в кругу товарищей... Будем очень признательны, если принесёте их в редакцию до 30 апреля.
Моему отцу Степану Дмитриевичу Воробьёву было 22 года, когда он познакомился с Татьяной Мелиховой. Маме тогда только семнадцать исполнилось. Молодые, красивые, они с первого взгляда влюбились, вскоре поженились. Было это в Восточном Казахстане, в селе Высокогорка. Мама выросла в большой семье. Дед Фёдор Мелихов был строгим, но любил свою дочь, да и зять пришёлся ко двору. Казак Фёдор Мелихов был хорошим хозяином, держал скот. Зять пошёл к ним в примаки. Но ни словом, ни делом его никто из родных невесты не обидел. Прожили молодые у деда пять лет, пошли дети. Дед купил домик в деревне Суяса, выделил корову. Отец – грамотный, работал счетоводом, бухгалтером. А мама не работала и не училась. Часто рассказывала, что в первом классе потеряла свой карандаш, купить новый негде – и всё, учёба её закончилась.
Мама прожила с отцом больше 20 лет. Отец воевал в Гражданскую войну, был ранен. Когда началась Великая Отечественная война в 1941 году, призвали его старших сыновей Николая и Петра. А в 1942 году отцу пришла повестка. Мама убивалась сильно, плакала, словно чувствовала отцовскую гибель. У них была большая любовь с отцом. Мама осталась с сыновьями Володей, Иваном, я была совсем маленькой – единственная дочь, которая родилась накануне войны.
В войну трудно было всем. Маму мы почти не видели: днём она в колхозе работала, вместе с бабами пахала на коровах поля, косила, убирала хлеб. Ночью бабы хлеб пекли для фронта, там и спали. Володе уже было 13 лет – пошёл работать. А со мной и Ваней водилась многодетная цыганка.
В 1942 году пришла похоронка на папу – погиб в страшных боях под Старой Руссой. Мама кричала, не хотела верить, соседи не отходили от неё ни на шаг, в горе с трудом доходили до неё слова: «Надо жить... У тебя дети, ради них». Мама говорила, отец очень ждал меня, сильно любил. Но ему не пришлось меня растить. Я отношусь к категории детей войны. Война лишила нас детства, любимых людей. Мама так больше и не вышла замуж, дожила до преклонных лет, будто и за отца жила. Старшие братья пришли с фронта. Николай с контузией, не дожил до шестидесяти лет. Петр был храбрым разведчиком, дошёл до Берлина, отстаивал Вену, умер от ран. Младших братьев тоже уже нет на этом свете.
Я много лет живу в Голышманово. Пока мы помним своих родных, пока жива память о войне – такое страшное народное горе не должно повториться.
На фото: мои родители Степан и Татьяна Воробьёвы