Мой дед Степан Дмитриевич Иванищев был призван на фронт 12 июля 1941 года. Было ему тогда 34 года. О войне он почти ничего не рассказывал, да и когда умер, мне было всего 8 лет. Моя мама знала лишь, что он служил на «катюшах». Недавно меня посетила мысль поискать в Интернете сведения о местах службы, а, возможно, и воссоздать боевой путь деда.
В военном билете читаю, что с июля 1941 года по февраль 42-го он находился в батальоне аэродромного обслуживания стрелком. Далее с февраля 42-го по апрель 43-го – в 81-м стрелковом полку. С апреля 1943 года по май 1945-го служил в 21-й гвардейской миномётной бригаде (сокращённо мбр). Кстати, из-за неправильной расшифровки работниками военкомата в военном билете (сделана запись: механизированная бригада) возникли некоторые сложности при поиске. На форуме сайта «Всероссийское Генеалогическое Древо» один из пользователей помог мне в этом разобраться. Дальше, уже зная точное место службы, я помесячно отследила передвижения 21-й гвардейской миномётной бригады до самого конца войны. Дед участвовал в сражениях на Воронежском, Северо-Западном, Втором Прибалтийском и Третьем Белорусском фронтах (в составе Земландской группы войск).
Хочу рассказать о заслуге не только моего дедушки, но и многих людей, которые воевали рядом с ним. За подвиг, совершённый в бою возле Вальдбурга, он был награждён медалью. Приведу выдержку из наградного листа: «...Так, 15 марта 1945 года во время подъезда с боеприпасами на ОП в районе Вальдбурга... т.Иванищев под пулемётным обстрелом обеспечил своевременную доставку боеприпасов на ОП. За образцовое и добросовестное выполнение боевых задач удостоен правительственной награды «3а боевые заслуги». Приказ от 25 марта 1945 года.
Посёлок Хайде-Вальдбург (ныне посёлок Прибрежный) – небольшой населённый пункт, обозначенный даже не на всех картах, играл ключевую роль в обороне города Кенигсберга. Мимо него пролегала автомобильная магистраль. Сейчас это Мамоновское шоссе, а тогда была имперская дорога № 1, которая вела в Эльбинг (Эльблонг), а оттуда в Берлин. При потере этой дороги и выходе наших войск к заливу в районе посёлка противник, находившийся в Кенигсберге и на Земландском полуострове, оказывался отрезанным от остальной части регулярных немецких войск группы армий «Север». Немецко-фашистское командование опасалось прорыва наших войск к заливу. Тяжёлые, изнуряющие бои в районе Хайде-Вальдбурга длились с 29 января по 7 апреля 1945 года. Войска несли огромные потери, солдаты после многосуточных непрерывных наступлений были настолько уставшими, что, как рассказывали очевидцы, засыпали прямо во время боя. Как вспоминали ветераны, особенно большой урон наносили нашим солдатам немецкие снайперы, которые всегда били точно, даже ночью. Ключевой пункт обороны немцев – замок Вальдбург – очень часто переходил из рук в руки. Случалось, что в самом здании на верхних этажах находилась немецкая пехота, на нижних – советская, и наоборот.
Вот как об этом сообщалось в сводках Совинформбюро от 15 марта 1945 года:«В Восточной Пруссии, юго-западнее Кенигсберга, наши войска продолжали наступление. Упорные бои произошли в районе опорного пункта немецкой обороны Хайде-Вальдбурга, расположенного на побережье залива Фриш-Гаф.Противник, стремясь восстановить связь между Кенигсбергским гарнизоном и группой своих войск, действующей юго-западнее Кенигсберга, предпринял ряд ожесточённых контратак. Населённый пункт Хайде-Вальдбург несколько раз переходил из рук в руки. Сегодня наши войска стремительным ударом сломили вражеское сопротивление и на значительном участке вышли к заливу Фриш-Гаф. Отдельные группы немцев, прижатые к заливу, сложили оружие и сдались в плен. На другом участке советские части в результате упорных боёв, переходивших в рукопашные схватки, заняли ряд населённых пунктов. За день боёв уничтожено свыше 4500 солдат и офицеров противника. Подбито и сожжено 29 немецких танков и самоходных орудий, уничтожено 108 полевых орудий, 50 миномётов и 280 пулемётов. Нашими бойцами захвачено у немцев много вооружения и военного имущества». Днём 6 апреля 1945 года после мощнейшей артподготовки с рубежа Хайде-Вальдбург воины 16-й дивизии пошли на штурм Кенигсберга, взламывая оборону пехотного полка 367-й пехотной дивизии немцев. Были окружены и уничтожены днём 7 апреля. Бои в окрестностях посёлка Прибрежный (Хайде-Вальдбург) закончились.
А дальше мой дед, Степан Дмитриевич, в составе 11-й гвардейской армии Третьего Белорусского фронта участвовал в Кенигсбергской наступательной операции 6-9 апреля 1945 года, в результате которой получил медаль «За взятие Кенигсберга». Демобилизован он был 14 октября 1945 года.
Фото из семейного архива