Медиакарта
3:59 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Мы ждали: а вдруг вернётся…»

08:02 | 21 апреля 2015
Источник: Заря

Своего отца Ф.А.Молоков не помнит. Ему едва исполнился год, когда глава семьи, оставив жену и троих малолетних детей, в августе 1941 ушёл на фронт. В родную деревню Осинова мужчина больше не вернулся.



Вместо него в дом родных пришло чёрное известие о том, что рядовой Афанасий Кириллович Молоков пропал без вести.


В руках его теперь уже пожилого сына дубликат документа, подтверждающий гибель солдата в мае 1944 года.


– Получали мы и письма, но жаль, что не сохранились тре-угольники. Отец сам безграмотный был, писать не мог, и за него это делали товарищи. Под его диктовку было указано, что их батальон обороняет от фашистов осаждённый Ленинград, что очень скучает по семье и надеется на встречу, – рассказывает Феопентий Афанасьевич.


На столе разложены фотографии отца довоенной поры, переснятые с раритетного документа. Это охотничий билет, выданный владельцу исетской заготконторы перед началом войны.


– Да, батя промышлял на законных основаниях. Сдавал пушнину, мясо диких зверей. А в колхозе трудился в животноводстве разнорабочим и выполнял те задания, которые поручали. Не ленились мои родители, и семья не бедствовала. В личном хозяйстве корову держали, овец, курочек, обрабатывали большой огород. Жизнь намного усложнила война. Продукция с подворья – мясо, молоко, яйца – изымалась в счёт продовольственного налога. Но каждый, даже ребёнок, тогда понимал, что это необходимо для поддержки фронта. Наши матери с рассвета до позднего вечера работали в колхозе, – вспоминает мой собеседник. – Старший брат Фёдор был на ту пору подростком, вот на нём-то всё в доме и держалось. А мы с сестрой Таней, она на два года меня постарше, как могли ему помогали. Телёнку, привязанному верёвкой к колышку, надо было вовремя воды на луг принести, гусей пасли, могли самостоятельно за ягодами в берёзовый «редничек» сбегать или за дикорастущим луком.


– А помните, как в деревню известие о Победе пришло?


– Такое разве забудешь! На велосипеде из Исетска приехала Маремея Долгих, она там на курсах счетоводов училась, и сообщила: война закончилась. Взрослые в это время за деревней на поле кок-сагыз от сорняков пропалывали, и помню, как они, бросив работу, сбежались все вместе, плакали, смеялись, обнимались, размахивали платками. А мы, детвора, шумно галдели от радости, бегали и прыгали вокруг смеющихся матерей.
В памяти Феопентия Афанасьевича осталось и то, когда в Осинову постепенно стали возвращаться фронтовики.


– Первым в 1945-м по ранению приехал домой Лаврентий Артемьевич Москвин. Через год встречали Елисея Егоровича Букина, Ивана Лаврентьевича Митюрёва, затем Клима Ивановича Долгих. А Савелий Васильевич Москвин тот аж в 1950-м прибыл.


Но не в каждом доме были радостные встречи. Анна Иосифовна Молокова и трое её детей так и не дождались своего родного человека.


– Хотя, как у многих, потерявших в войну близких, теплилась в душе надежда: а вдруг живой? Ведь в извещении точное место гибели не указано. Больно и обидно сегодня за то, что три года отец воевал, наверняка и награждался, а о нём нет никакой информации даже в интернет-базе «Мемориал».

Автор: А.ВАСИЛЬЕВА