Именно эти слова из стихотворения Л. И. Веревкиной взял в качестве эпиграфа к своему творчеству Я. С. Чистяков, презентация книги которого прошла 13 марта в районной библиотеке.
Событие знаменательное, тем более что 2015 год объявлен Годом литературы. Мы все понимаем, что литература не открывает законов природы, не создает материальных ценностей, не избавляет от телесных недугов. Но она открывает читателю мир души человека, мир прекрасного. А самое главное, помогает нам в поисках самих себя, потому что любое произведение, будучи результатом вдохновения, творчества, нельзя постичь только умом. Не случайно в стихотворении «О чувствах» Яков Степанович пишет:
Лишь сердце способно
Все чувства рождать.
Их невозможно
Купить и продать.
Чистяков Я. С. как прозаик принадлежит к писателям, чей взор обращен к миру человеческой души, к духовным поискам истины.
Творческая лаборатория автора – это богатый жизненный опыт, несущий отпечаток пережитого: военное и послевоенное детство, армейская служба, работа корреспондентом районной газеты, учеба на факультете журналистики и многочисленные встречи с разными людьми, которые, конечно же, нашли отражение в его произведениях.
Опять расспросы да рассказы,
Да впечатленья новых встреч.
Я знаньем жизни им обязан,
Себя от них не уберечь, – такой вывод делает автор в стихотворении «У журналиста – сто дорог».
В прозе Якова Степановича присутствует очень сильный рассказывательский элемент. Впечатление складывается такое, что письмо ему дается легко: сел за стол и, рассказывая предполагаемым слушателям, сам за собой записывает и едва успевает записывать. Но рассказывает сосредоточенно, живописно и эмоционально, не теряя за живостью и непосредственностью строгости и художественности. Это значит, кажущаяся легкость слова на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя, относящегося к слову с уважением. Помните, как у Б. Окуджавы:
Были дали голубы.
Было вымысла в избытке.
И из собственной судьбы
Я вытягивал по нитке.
В путь героя снаряжал,
Наводил о прошлом справки
И поручиком в отставке
Сам себя воображал.
Вымысел не есть обман,
Замысел – еще не точка.
Дайте дописать роман
До последнего листочка.
Книга написана, издана. Называется «Белая осыпь». Именно с этой повести и началась презентация книги Я. С. Чистякова. Л. Г. Баканина, член Союза журналистов России, коллега автора, поделилась впечатлениями об этом произведении. Она отметила, что эта повесть ценна и интересна тем, что художественно и отчасти документально связана с Тюменским краем, в том числе с Вагайским районом. Через героев этой повести слышится голос времени, высвечиваются те или иные исторические эпизоды, начиная с победных месяцев 1945 года и входя в современность.
Любое художественное произведение знакомит читателя с определенным опытом жизни.
«Но знаю я, что жизнь – учитель. А мы – ее ученики», – пишет автор в стихотворении «Судьба зависит от ошибки». А Солженицын А. С. в лекции, которую он произнес на вручении ему Нобелевской премии, называл этот жизненный опыт «неопровержимым», «сгущенным опытом», «живой памятью нации». Он утверждал, что «литература вместе с языком сберегает национальную душу». И это так понятно, когда читаешь повести и рассказы Якова Степановича. Первая любовь, первая ответственность, первые неудачи, которые не сломили, не заставили, например, Ваську из повести «Практика», отказаться от своих убеждений, отказаться от себя.
А какие герои, на которых можно равняться, встречаются в этих произведениях. Мы все понимаем, что это вымышленные герои, но они достойны подражания. Как у Осипа Мандельштама:
Все было встарь, все повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг…
Миг узнавания своего в чужом: своего ощущения, своего чувства – в чувстве героини повести, своей невысказанной мысли – в словах чужого человека. И в этот миг понимаешь, что чужого нет. Вместе с героями переживаем, радуемся, возмущаемся и очень часто улыбаемся. Юмор, ирония, причем ненавязчивая, простая, пересыпанная пословицами и поговорками, живой и сочный язык – присутствуют в прозе Якова Степановича.
– Вот тебе дождь с неба, давно не был.
– Криком изба не рубится. И другие.
Или слова Юлии Викторовны, героини из повести «А Иртыш сердится», сказанные Маковею: «На свете добрых людей много. Надо только в себе сохранить доброту». Эти слова западают в душу, вроде бы ничего нового, из ряда вон выходящего, а как они созвучны со словами Н. Рубцова:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.
Во всех рассказах Якова Степановича эта любовь присутствует, удивительная любовь к человеку, любому, самому простому, обыкновенному, незаметному; к тому, который на первый взгляд кажется завистливым, недобрым, даже злым, может быть, жизнью обиженным. Но у него любой человек интересен, и если не вызывает любовь или симпатии, то уж сочувствие вызывает всегда.
Именно об этом говорили на презентации Г. Г. Бугакова и Г. В. Глухих, анализируя рассказы «Федотов день» и «Крошка».
В рассказах Якова Степановича так много незабываемых судеб, лиц, характеров, здесь так много открывается незаурядных личностей. Это и любимый учитель в рассказе «Пастушья сумка», который через многие годы понял «образно выражаясь, что не важно, в каких сапогах и с какой сумкой вступаешь на жизненный путь, а важно, чтобы в этих сапогах ступал правильно, не сбивался с дороги, и в той сумке нес нужный интеллектуальный багаж, не теряя, не растрачивая его впустую». Это и Григорий Захарович с внуком из рассказа «Жертва кризиса», которых до слез жалко. А как нам знаком Генка в рассказе «Мост», этот образ может стать нарицательным.
В своих произведениях Яков Степанович рассказывает о проблемах времени, о привязанностях и сомнениях. И вместе с этим вырисовывается и его собственный образ. Образ человека, болеющего душой за умирающие деревни, за спивающихся мужиков, за заброшенные поля и пашни, чувствующего ответственность перед прошлым, перед памятью и пред будущим. В стихотворении «Бессонница» автор так заявляет:
А потом в обители,
Словно наяву,
Вдруг мои родители
Спросят, как живу, – и далее:
Нынче оправдания
Точно ни к чему.
Так что все страдания
На себя возьму.
Какой огромный философский смысл заключается всего в нескольких строчках.
Сказать как можно короче и в то же время как можно больше о жизни и смерти, о любви и верности, добре и зле – вот задача поэзии.
На презентации прозвучало много стихотворений автора, потому что каждый нашел что‑то свое, близкое. Кажется, детство Якова Степановича было неимоверно тяжелым, об этом говорят его стихотворения «Руки матери», «Липовый хлеб», но когда В. П. Варис прочитала стихотворение «Детство», стало понятно: не важно, какое было время, это все равно незабываемые моменты жизни, по‑своему счастливые. А стихотворение «Липовый хлеб» прочитал Ф. Ф. Гришан, который специально приехал на встречу. Прочитал проникновенно, потому что для него все, что нашел он в этом стихотворении, не пустой звук, знакомо и дорого.
У Н. Заболоцкого есть замечательные строчки:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Как эту радость открывает для нас Яков Степанович, можно услышать в стихотворениях «Богатая невеста», «Первый снег», «Подорожник», которые прочитали Г. В. Глухих, Т. П. Долгушина, Г. П. Кутафина, и не просто прочитали, а очень точно и убедительно показали все грани мастерства автора.
О чем бы ни писал Яков Степанович, все он пропускает через сердце, всегда ведет разговор с самим собой, ищет ответы на извечные вопросы, которые волновали и волнуют человечество всегда. Это стихотворения «О чувствах», «Не надо возвышаться» или «Судьба зависит от ошибки», которое прочитала В. П. Надеина.
Духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть – вот ведущие мотивы лирики автора. Но в центре всего – родная сторона, являющаяся частичкой России.
Но все стоит
В почетном карауле
Моя береза
У родных ворот…
Это строчки из стихотворения «Мое село», которое прочитала Г. Г. Бугакова.
Закончилась презентация выступлением автора книги «Белая осыпь», который получил массу поздравлений, пожеланий, цветов и улыбок.
Творческая группа присоединяется к этим пожеланиям и надеется на новые встречи, на новые произведения.