Медиакарта
11:04 | 30 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поклонимся великим тем годам

Приближается праздник, посвящённый 70-летию Великой Победы. Всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, но память о них и о том далёком времени всегда будет жить в наших сердцах.

Мой отец Фёдор ушёл на фронт в тот же день, когда объявили о начале войны. Нас, детей, в семье осталось трое. Я старшая, мне было тогда одиннадцать лет, братишке Ване – около шести, а самой младшей Тамаре – один годик и три месяца. Когда мама находилась на работе, я водилась с сестрёнкой. Порой помогал и Ванюша.
В первый же год войны, после окончания трёх классов, мне вручили сажень, которая была чуть ли не выше меня, измерять поля. Работали на прополке за трудодни мы, девчонки, наравне со взрослыми. В обеденный перерыв ели привезённую во фляге простоквашу из обрата, женщины приносили с собой суп, сваренный из лебеды или крапивы, и угощали хлебом. Поработав учётчиком, я устроилась летом почтальоном. Разносила почту, из Катайска до Никулино ходила пешком. Во второй год войны стали приходить в дома похоронки. После летних каникул началась учёба в школе. И учились, и работали – помогали колхозу, собирали колоски, рвали горох, сортировали хлеб на току вручную. Трудно приходилось женщинам, они косили траву и пшеницу литовками, метали сено в зароды, заготавливали скоту корм. Не всегда удавалось выполнять норму.
Осенью 1942 года наш отец с тяжёлым ранением вернулся домой. Он сразу стал работать в колхозе бригадиром. Но недолго трудился. Случилось несчастье. В его бригаде пали три лошади. Папу осудили за халатность со сроком на два года отбывания в колонии, даже несмотря на ранение. Жили впроголодь. Картошки хватало на ползимы, а с тёртой, из разных отходов пекли хлеб. В пищуупотребляли всякие травы: пучки, свинушки, саранки, медунки, словом всё, что росло в лесу. Ходили пешком за шесть километров в Макееху за грибами.
Когда вернулся из колонии отец, случилась опять беда. Осудили мать за принесённую с полей домой пригоршню пшеницы. Вместо восьми лет заключения ей дали три года, может, потому что она была многодетной. Наверное, пожалели нас, ребятишек.
В 1943 году в Никулинской школе открыли дет-ский дом № 85. Детей привезли из Ленинграда, Москвы, Курска, Поволжья. Находились в нём и наши местные ребятишки, оставшиеся без родителей. Директором был тогда М.Е.Рябцев. И вот после семилетки по комсомольской путёвке меня приняли на работу пионервожатой. Помню, что пионеров было 39 человек. Никогда не забуду их всех! В детдоме проработала только полгода. Надо было учиться, и я поступила в Омский библиотечный техникум. После его окончания стала работать в Никулинской сельской библиотеке. Мой стаж в должности библиотекаря составил 30 лет.
Я понимаю, что годы были прожиты не зря, особенно когда пересматриваю семейный альбом тех лет.
В 1972 году мне посчастливилось побывать в городе-герое Волгограде. При входе на Мамаев Курган к монументу со списком погибших почтили их память минутой молчания. Я сразу вспомнила наших не вернувшихся с войны трёх братьев Ивановых, но их фамилий не нашла в том длинном перечне. И не мудрено не найти – такой огромный список! В нашей деревне Никулино тоже есть обелиск, на котором больше сотни фамилий погибших. Память о защитниках Родины и о подвиге советского народа в те страшные военные годы жива и поныне!

Фото Алексея ЛАВРОВА

Автор: Анна Овчаренко, с.Никулино