Медиакарта
12:01 | 19 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Небо выбрало нас

Имя единственного живущего в Тюменской области Героя России Владимира Шарпатова стало известно широкой публике пять лет назад. На телеэкраны вышел художественный фильм кинорежиссёра Андрея Кавуна «Кандагар» о взятых в плен российских лётчиках в Афганистане. Сюжет ленты основан на реальных событиях захвата воздушного судна, которым командовал Владимир Шарпатов. Он стал прототипом главного персонажа этого фильма. Недавно легендарный лётчик побывал в нашем районе, встретился с учениками школы №2 и Земляновской.

Ребята слушали героя, затаив дыхание:

– Это случилось в августе 1995 года. Самолётом Ил-76 мы перевозили стрелковые боеприпасы. Для меня такие рейсы были привычными, совершал полёты по миротворческой линии ООН в Саудовскую Аравию, Сомали, Сьерра-Леоне. Над Афганистаном нас перехватил истребитель МиГ-21 движения Талибан и принудил нас под угрозой открытия огня совершить посадку на аэродроме вблизи Кандагара под предлогом досмотра груза. Меня как командира корабля повезли на допрос к приближенному Усамы бен-Ладана. Предводитель повстанцев хотел добиться признания, что патроны для их противников везут из России. Я стоял на своем: летим в первый раз, груз из Албании, ничего противозаконного не совершали, все сопроводительные документы в порядке. В день захвата мы ночевали прямо на земле у самолета. На второй день нас поселили в заброшенном доме за высоким забором, с крыши за нами постоянно наблюдали автоматчики. В плену у исламистов мой экипаж задержался на 378 дней. Условия были тяжёлые: невыносимая жара, плохая пища, нехватка воды, разные болезни. Чтобы отвлечься от дурных мыслей, я занимался спортом, учил английский язык. Позже моему примеру последовал весь экипаж. Со временем мы смогли убедить талибов в том, что самолёт нужно поддерживать в работоспособном состоянии. Под вооружённым конвоем они разрешили нам заниматься техобслуживанием воздушного судна. После года плена мы уже не надеялись ни на дипломатов, ни на наших военных. Со дня на день нас ждал суд шариата и верная смерть. Жалел о том, что не увижу, как растёт моя внучка Юленька, которой на тот момент было всего полтора года. 16 августа 1996 года мы решились, на мой взгляд, на дерзкую попытку побега. Вырулили на взлетную полосу, но не сразу набрали нужную скорость. В самый последний момент подняли самолет в воздух. Лететь пришлось на высоте 50 метров с риском врезаться в сопку или попасть в песчаную бурю. Несмотря на все трудности, мы долетели до Арабских Эмиратов благополучно.

Через несколько дней президентским указом Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину были присвоены звания Героев России за лётное мастерство, личную отвагу и мужество. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.

Голышмановским школьникам Владимир Шарпатов рассказал, как формировался его характер, каким был путь в профессию. Он родился в марте 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Марийской республики. В военное время там были созданы госпитали. Володя с друзьями бегал к санитарным поездам, которые привозили раненых. Они дарили ребятне кусочки сахара, звёздочки, а также шинели и гимнастёрки, из которых матери шили им одежду. Семья Шарпатовых жила бедно, но дружно. Отец был шофёром, мама – разнорабочей. Воспитывали четверых детей, среди них Владимир – старший.

– Маму в нашем посёлке называли внештатным прокурором. Односельчане всегда приходили к ней посоветоваться, разобраться в жизненных ситуациях. Она всем помогала добрым словом и поддержкой. Характером я в неё пошёл, часто выступал в защиту людей, отстаивал их интересы, спорил с начальством. Правда, такая «занозистость» порой мешала мне в жизни, зато выносливость выручала.

Первое знакомство с самолётом у Владимира Шарпатова произошло в родном посёлке. «Фанерная птица» случайно приземлилась на окраине. Люди все сбежались, окружили необычную машину. Лётчик разрешил посидеть в кабине только будущему Герою России. Тогда он твёрдо решил связать свою жизнь с авиацией.

– Военное детство сказалось на здоровье отрицательно, часто болел, – вспоминает Владимир Ильич. – А лётчики должны быть крепкими. Начал закаляться, обливался холодной водой, обтирался снегом, делал утреннюю гимнастику. С тех пор ни разу не был на больничном. В школе учился хорошо, много читал. Например, книгу трижды героя Советского Союза, лётчика-истребителя Ивана Кожедуба«Служу Родине», повесть «О настоящем человеке». Моя любимая книга «Два капитана» Вениамина Каверина. Главный герой произведения Саня Григорьев стал для меня примером.

Путь в лётчики у Владимира Шарпатова был тяжёлым и длинным. После школы поступал в лётное училище, но не прошел по конкурсу. Работал столяром, шофером. Затем поступил в Казанский авиационный институт на вечернее отделение. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. Учился в Краснокутском лётном училище гражданской авиации в Саратовской области. В 1965 году по распределению попал в Тюмень. Его время совпало с открытием большой нефти в Западной Сибири. Перевёз десятки тысяч тонн грузов. Освоил самолёты Ан-2, Ан-24. Первым из тюменских лётчиков поднял в небо транспортный Ил-76, за что ему был присвоен первый класс пилота гражданской авиации. Лично подготовил более 20 командиров воздушных судов. Позже окончил Ленинградскую академию гражданской авиации по специальности инженер-пилот. Лётной работе Владимир Шарпатов отдал 42 года, побывал почти в восьмидесяти государствах мира, налетал 16 500 часов. Ушёл на заслуженный отдых в звании майора военно-транспортной авиации в 62 года.

Женился Владимир Шарпатов один раз и на всю жизнь. Двое детей, трое внуков. Сыновья Евгений и Сергей – тоже лётчики. Старший уже на пенсии. Владимир Шарпатов пишет стихи. Его мечта – поставить памятник в честь покорителей тюменского неба. Место найдено. Городской сквер «Зелёный остров» в Тюмени уже переименован в сквер авиаторов. Установлен закладной камень. Образ самолёта, композиция символизирующая прошлое и настоящее авиации, пока находится в мастерской. Памятник практически завершён. Владимир Шарпатов ведёт активную политическую жизнь. Он депутат Тюменской областной Думы, член фракции «Справедливая Россия», участник многих общественных организаций.

На таких встречах Владимир Шарпатов воспитывает у молодёжи патриотизм на личном примере:

– Ни разу у меня не возникало мысли остаться даже в самой благополучной стране, краше нашей нет, – рассуждает Владимир Ильич. –Нигде таких просторов не видывал. Бывало, летишь с Курильских островов со скоростью 900 километров в час, топливо уже кончается, а бескрайняя Россия – нет.

Фото Алексея БОДРОВА

Автор: Оксана Титенко