Медиакарта
19:01 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как институт энтропию победил

10:02 | 27 апреля 2015
Источник:

Сразу для тех, кто не очень в курсе, энтропия – это понятие из науки физики. Закон энтропии гласит – все сущее стремится к деградации и разрушению, если этому не помешает некая созидательная сила. Мы сейчас не будем о Вселенной, нам неведомо, что за сила мешает энтропии там. Мы поговорим о делах земных, где энтропии тоже хватает.

Есть события, о которых нужно писать на следующий же день. Например, вчера состоялся велопробег Тюмень – Нью Васюки. Цель – обкатка новой модели велосипедов фирмы «Уралсибвелик». Это свежая информация, все коротко и понятно. У читателя не возникает никаких вопросов. Но если вы напишете об этом через неделю, то это будет уже никакая не информация, а, простите, семга второй свежести-с.

Но есть события иного рода. Прочитал московский гость академик РАО лекцию, и вы скоренько отстучали: академик Преображенский прочитал лекцию на тему «Влияние рецессивной аллели на генотип в случае гомозиготности фенотипа». Сами-то вы ничего не поняли в написанном, а теперь представьте реакцию читателя. Чего там было-то? То есть никакой информации вы читателю не дали. Поэтому такие события, как и Восток, – дело тонкое, требуют не сиюминутного наскока, а времени для осознания и понимания, то есть времени для размышлений.

Поэтому с момента события, о котором пойдет речь, до момента написания этого материала прошло некоторое время. Собственно, преамбула на этом и заканчивается. А теперь по порядку.

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования – ТОГИРРО – уже давно является флагманом в инновационном развитии в сфере просвещения. После Москвы и Питера – основной форпост инноваций. Семинары, мастер-классы ведущих педагогов и ученых страны, на которые съезжаются преподаватели, руководители образовательных учреждений из десятков регионов страны, педагогические марафоны, ежегодные конкурсы «Учитель года», упорное внедрение новшества – неформального образования – все направлено на то, чтобы современный учитель соответствовал вызовам времени. В начале года состоялась очередная встреча в рамках неформального образования – «Школа современного руководителя» уже в двенадцатый раз, о чем ваш покорный слуга подробно рассказывал, и вот – первая встреча в совершенно новом формате «Педагогический субботник» в выходной день. Почему я постоянно возвращаю читателя к этой теме? Потому что тема эта архиважна, потому что без развития образовательного процесса у страны нет будущего, и еще потому, что о созидательной деятельности, в данном случае ТОГИРРО, хорошо знает в основном только педагогическая общественность. Но остальная часть общества, пусть даже находясь вне процесса, должна хотя бы знать, какие прорывные образовательные идеи вызревают в Тюмени.

Итак, «Педагогический субботник», актовый зал тюменской школы № 40. Три группы участников – учителя истории, обществознания и географии, учащиеся гимназии №1, и высокие «заморские» гости – победители и лауреаты конкурсов «Учитель года» разного ранга: от всероссийского в основном до городских. Работа семинара, если угодно, построена таким образом: гости, каждый по своей теме, нет, не выступают с докладами, а вовлекают школьников в своего рода игру – вот вам данность, а вот вопрос – извольте ответить. Первым «зарядил» аудиторию Константин Лупиков, бывший тюменец, а ныне москвич – учитель истории «Ломоносовской школы», победитель конкурса «Учитель года Тюменской области – 2009», лауреат конкурса «Учитель года России – 2009». Он предъявил ученикам артефакты – кусок непонятной керамики, литые пули разной формы, фотографии на военную тематику – и предложил по ним как можно больше рассказать о том, что они смогли понять, сделать предположения на основе этого скудного материала. Согласитесь, это вам не обычный урок истории, тут нужно включать интеллект, знания, озарение, если хотите. Вы бы видели, как заблестели глаза у школяров! Справились. Вот вам первые навыки творческого, научного подхода к истории.

Эстафетную палочку от коллеги подхватил победитель конкурса «Учитель года России – 2009», тоже учитель истории Гимназии № 1542 г. Москвы Владимир Кружалов. И продолжил заплетать мозги юношеству. Чем отличается определение от описания? О чем может рассказать имя человека, какую информацию оно несет? И поподробнее, и поточнее! (Предлагаю и читателю включиться в этот процесс). И где же тут история, спросите вы? А везде. Просто корифеи преподносят ее с неожиданного ракурса, парадоксального, на стыке разных наук. В том числе и филологии, и философии. Затем их и пригласили. Думай, голова, шапку куплю! И опять девушки и юноши не оплошали. Было приятно осознавать, что головы у них работают, что они умеют точно выражать свои мысли, и понятия дефиниция и секуляризация для них так же привычны, как гаджет.

Я сознательно не перечисляю все регалии участников интеллектуальной атаки на тюменских школьников, их слишком много. Они и составители учебников, и обладатели специальных грантов, награждены почетными грамотами министерств и ведомств, причастных к сфере образования. Ольга Ройтблат, ректор ТОГИРРО, уже давно взяла себе за правило – приглашать в Тюмень на встречи подобного рода только самых-самых. Самых лучших. Поэтому «…все они красавцы, все они корнеты, все они поэты…».

А дальше было больше. Знаете ли вы, что такое парадокс нетрензитивных отношений? Не нужно стыдливо опускать глаза. Я тоже не знаю. И вообще, наверное, думаю, никто не знает. А вот Сергей Буфеев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы–2009», учитель математики Лицея № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, знает. Он математик, поэтому гармонию поверяет алгеброй. И эти самые отношения он четко делит на рефлексивные, симметричные, трензитивные и какие-то там еще. Зачем все это школьнику? Еще раз повторю – гости предлагали знания на стыке разных наук. Они твердо уверены – за этим, а не за узкой специализацией будущее. А эти самые отношения по Буфееву, это умение связывать данность разного рода в общую картину.

Я солгу, если скажу, что аудитория активно вела диалог с мэтром. Нет, уж слишком непривычную конструкцию он предложил. Но когда из его уст прозвучало: «Желание выбрать победителя есть результат линейности мышления», педагогическая часть аудитории встрепенулась. А как же конкурс «Учитель года», в котором он сам участвовал? Конкурс предполагает, что будет победитель! Вот вам наглядный пример столкновения умозрительной науки и необходимой правды жизни.

Дальше колдовали и Сергей Циклов, учитель биологии школы №7 г. Кольчугино Владимирской области, победитель конкурса «Учитель года России–2002», приоткрывший завесу тайны над тем, как расшифровывать генетический код, и географ «Ломоносовской школы» г. Москвы Иван Колечкин, финалист конкурса «Учитель года Москвы – 2010», разговор о котором требует отдельной публикации …Участники семинара выходили из зала, прочно зомбированные наукой. И это лучшая из зависимостей. Что же произошло на сей раз?

А произошла очередная атака ТОГИРРО на энтропию. Помните закон энтропии – все сущее стремится к деградации и разрушению. И это касается образовательной сферы. И если в то время, когда жизнь мощно и непредсказуемо движется вперед, а инновации в образовательном процессе остановятся, процесс энтропии неминуем. Деградации образования. Вот с этим и борется институт, приглашая на встречи с самой широкой педагогической общественностью, с учениками школ и колледжей самых продвинутых и самых, на первый взгляд, непонятных. Это они сегодня кажутся непонятными и очень уж усложненными. А завтра сегодняшние школьники в своей творческой жизни будут опираться на знания «академиков», которые по зову ТОГИРРО приехали в Тюмень.

Итак, снова в матче ТОГИРРО – энтропия, счет один - ноль. Болеем за наших…

Автор: Виктор ЗАЙЦЕВ, Ольга ЗАЙЦЕВА /фото/