Ни для кого не секрет, что главной причиной сокращения водоплавающей дичи является её массовое уничтожение и гибель на зимовках, на путях миграции, где налажена целая индустрия - с заводами и цехами по переработке дичи для коммерции. Не любительская, а настоящая промысловая охота идет любыми, даже не мыслимыми, варварскими способами: птицу бьют, не разбирая - и самок, и самцов, и молодежь... Но это - отдельная тема. Проблема же сегодняшнего дня в том, что тех птиц, которым посчастливилось не погибнуть после полугодового истребления на зимовках и вернуться на Родину, чтобы дать потомство, и здесь мы встречаем во всеоружии… Вот как это выглядит на практике - реально, не во сне, а наяву, достоверно - на фактах и наблюдениях моего почти полувекового охотничьего опыта: мало того, что стрельба во время весенней охоты беспокоит уже загнездившихся серого гуся и крякву, так еще вольно или невольно под выстрел попадают самочки уток других пород, бьём по стаям - часть убиваем, других калечим… Допустим, идет пара уток или гусей, так селезень или гусак, как на поводке, в метре от самки копирует ее каждое движение и полет… И даже самый меткий стрелок обязательно зацепит обоих, ведь дробь на расстоянии выстрела дает разлет в полтора и более метра. Подсела пара на плес - и опять же селезень плывет неотступно рядом за уткой. Как не крути, а одного наповал, второй - в подранки…
У многих пород селезень по цвету мало отличается от утки - например, серяк, чирки, лысухи, гуси, и потому даже опытные охотники нередко ошибаются, а что говорить о молодых. Далеко ходить не надо: прошлой осенью рядом сидевший опытный товарищ из налетевших 4-х чирков, как ни старался, а выбил все-таки самку… Подъезжаем к компании отдыхающих у костра охотников, а на дереве висят трофеи… И тут вижу - самочки! Спрашиваю молодежь: "А этих-то зачем били?! Да еще на показ вывесили?!" В глазах удивление: "А это разве не селезни?"… В другом месте сидит солидный, уже в годах, дядя (даже работает в охотничьей сфере!) и гордо теребит гусыню… Спрашиваю: "Зачем?" "Да сидел я там, на релке, а он долго летал высоковато… И все-таки я его скараулил!" "Да различать же надо! - отвечаю. - Вы убили уже успевшую овдоветь гусыню, которая просто хотела сесть на свое гнездо с яйцами, потеряла осторожность, и вы ее - бах!" Кроме того, знавал я и таких "жалельщиков", что пару птиц сразу били, чтобы они не горевали друг без друга…
И вот так - случайно, по незнанию, по глупости, а то и умышленно - мы добились того, что и с осеннего открытия охоты многие уезжают не солоно хлебавши…
Не маловажной причиной массовой гибели всех видов утиных кладок и других видов пернатых и их утят и птенцов в нашей открытой степной местности является хищничество "летающего волка" - серой вороны, а также грачей и мартынов. По наблюдениям и выводам ученых, уничтожение кладок этими "охотниками" оставляет от 30 до 60%, что также способствует резкому снижению дичи и невозможности восстанавления. Самое время задуматься и заняться дичеразведением той же кряквы в частных охотугодиях.
Два года назад я писал о катастрофическом положении по численности серого гуся. В этом году правительство РФ запретило весеннюю охоту на него. Может, когда-то придет понимание и вообще о губительности весенней охоты на водоплавающую дичь. Только не было бы слишком поздно… А пока чисто, без урона, можно добыть "лишнего" селезня из подсевшей коллективной пролетной стайки нырковых голубей или белобокой чернети на плесах вглуби озера, с лодки, из хорошо оборудованного и замаскированного скрадка на чучела, стреляя исключительно по селезням, в том числе и по одиноким разных пород. Такой выход нашли и согласовали на совещании регионального уровня, благодаря редактору тематической полосы "Охотничье поле" областной газеты Тюменской правды Юрию Семеновичу Бубнову, по инициативе правления Армизонского РООиР и по наказам наших охотников.
На разливах в нашей местности, которых практически не наблюдается, обычно садятся наши местные благородные речные утки - кряквы, чирки соксуны, серяк, шилохвость, как правило - парами, которые разбивать не желательно.
Как сказал старый охотник - гольд Дерсу Узала: "Птицы и звери - тоже люди, только у них язык другой". Поэтому надо беречь и защищать братьев наших меньших от бездумного истребления и многочисленных врагов.
Лет двадцать назад я прочитал в журнале "Охота и охотничье хозяйство", что в Германии грач признан охотничьей дичью и на него установлена норма отстрела, охотятся на него и в Чехословакии - и это не апрельская шутка. Старое поколение хорошо помнит, как в тяжелые годы он были неплохим подспорьем. Всю осень, до самого отлета, они, как утки, гуси, голуби, целыми днями отъедаются на хлебных полях. И, кстати, мясо у них белое, как у курицы. Думаю, неплохо бы с пользой для дела подсократить число "охотников" за утиными кладками...
Хотелось бы напоследок все же пожелать всем охотникам района с 1 по 4 мая ни пуха, ни пера, и напомнить, что норма отстрела - 2 селезня в день, и одного гуся, но не серого, а пролетных - северных белолобого и гумменника, а казарка - пискулька также под запретом, а краснозобая - вообще в Красной книге.