ДОСЬЕ. Владимир ПАНОВ. Родился в Тюмени. Закончил Тюменский индустриальный университет по специальности «автоматика и телемеханика». Предприниматель, общественный деятель. В 2014 году написал открытое письмо президенту с просьбой наложить вето на законопроект о повышении налоговых муниципальных сборов. Автор петиции против поправок в Налоговый кодекс об увеличении налога на имущество предпринимателя, которая собрала более 23 тыс. подписей в прошлом году. В итоге инициатор поправок отменил рассмотрение законопроекта.
О поддержке предпринимателей в Тюменской области задумались всерьез. Уже принято несколько региональных законов, которые призваны упростить жизнь бизнесу. Например, введение «налоговых каникул».
Но будет ли их достаточно для того, чтобы помочь обычному предпринимателю выжить в период кризиса? Об этом мы поговорили с Владимиром ПАНОВЫМ, руководителем Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Тюмени.
Временные меры
- Владимир Валентинович, недавно в Москве прошел Госсовет, где на самом высшем уровне обсуждались проблемы малого и среднего бизнеса. Ожидаете ли вы теперь каких-то перемен?
- Вряд ли. Я с большими надеждами ждал Госсовета, как и все предприниматели. Но мы не услышали ни одного аналитического доклада. Одни общие фразы. А ведь у нас накопился комплекс проблем, которые никто не изучил. Да и представители нашего региона почему-то не высказали хорошие предложения, которые озвучивались на Координационном совете по развитию предпринимательства. Что решили в итоге? Что создадут очередное ведомство, которое будет заниматься только малым бизнесом. На него будет выделена огромная сумма в размере примерно ста миллиардов рублей. У нас все всегда сводится к примитивному выделению средств и созданию структур, распределяющих их. Скорее всего, за этим последует и создание структур, контролирующих эти структуры. Все это бюджетные деньги, мы просто плодим чиновников и реально мешаем малому бизнесу. У нас и так достаточно ведомств, даже слишком много. Есть фонды поддержки предпринимательства, подразделения в администрациях всех уровней, региональные советы, бизнес-форумы, омбудсмен по защите прав предпринимателей. Хотелось бы, чтобы уже существующие начали более эффективно работать.
- Но ведь тюменские власти уже начали действовать. Например, объявили «налоговые каникулы». Разве это не станет стимулом для развития?
- Большого эффекта ждать не стоит, это поверхностные меры. Когда нам предлагают налоговые каникулы и патенты, никто не помнит об огромных отчислениях во внебюджетные фонды. Например, страховые взносы в Пенсионный фонд, которые, если вы помните, в 2013 году резко увеличились. После этого в России закрылось почти 13% организаций малого бизнеса. А мы еще и платим 1% от годового оборота свыше
300 000 рублей, и для многих это внушительная сумма. Ведь порой люди работают с небольшой торговой надбавкой, небольшой рентабельностью, но при высоком обороте. Получается, предприятию нет смысла «выходить из тени», становиться легальным, чтобы получить льготы, но потом платить все эти взносы. Власти же могут отчитываться, что количество предпринимателей растет, но они не считают закрывшиеся фирмы. Если бы они сделали анализ в комплексе, то цифры были бы уже другие.
- Если регион принимает не совсем верные решения, значит, остается надеяться на власти федеральные?
- Все наши проблемы могут решиться только на высшем уровне. Любой региональный закон принимается только на основе федерального. А воздействовать на федеральное законодательство у нас нет никакой возможности. К сожалению, я вынужден признать, что власти страны живут в другом измерении и не совсем понимают, что нужно регионам. Заседания советов носят формальный характер. У нас работает система, заряженная на осваивание бюджетных средств без всякого контроля их расходования. А любая инициатива, вышедшая из правительства, даже самая экзотическая, как, например увеличение муниципальных сборов, проходит без всяких проблем, единогласно принимается и Госдумой, и Советом Федерации.
Тотальный контроль
- Итак, предпринимателю главным образом не нужны ни новые ведомства в помощь, ни налоговые послабления. Что же тогда требуется?
- Понимаете, малый бизнес - это не просто отдельно взятая сфера, он - часть того, что происходит в обществе. Он не может быть оазисом в пустыне: если у нас и в экономике, и в культуре, и в науке плохо, то и там тоже. Нужно создавать благоприятную среду для бизнеса, а не вкладывать в него деньги. Возьмите любую форму гос-
поддержки - ею пользуется ничтожная часть от общего числа предпринимателей. Причем в большинстве случаев она разовая. Мы своей ассоциацией вообще выступаем против господдержки. Нужно сделать другое. Например, сделать низкие ставки по кредитам. Во всем мире кредит на малый бизнес можно взять под 2-4% годовых, у нас же - в пределах 20%. Куда это годится? Можно сделать и тариф на энергоносители ниже, это будет полезно всем и постоянно. А еще, чтобы обеспечить благоприятную среду, нужно уменьшить жесткий контроль проверяющих организаций, снизить количество проверок и штрафных санкций. У нас десятки структур, которые регулируют деятельность бизнеса. Штрафы Роспотребнадзора, Пожнадзора (от 150 тысяч и выше), Торговой инспекции… Зарегулировали до состояния невозможности работать.
Например, есть такая структура Росалкогольрегулирование, которая недавно своим приказом ввела журнал учета продаж алкогольной продукции. С июля этого года на предприятиях розницы и общепита должны в режиме онлайн записывать продажу всей алкогольной продукции в отдельный журнал. Кто это будет делать, если работники и без того загружены? До абсурда ситуация дойдет в кафе и ресторанах. Бармен, делая коктейль, смешивая разные виды алкоголя, должен потом занести в журнал каждую составляющую, с указанием вида продукции, поставщика и производителя даты и номера товарно-транспортной накладной. Зачем все это? Я понимаю, у государства есть желание проконтролировать объемы продажи алкоголя. Не секрет, что многие заводы в третью смену выпускают продукцию, обходя акцизы. Так поставьте наблюдателей на заводы, их же не так много, проверяйте, куда машины уходят. Зачем все перекладывать на розницу? Не будешь вести журнал или сделаешь в нем ошибку, получишь штраф 200 тыс. руб. Маленький магазин этот штраф просто уничтожит.
- Сейчас, наверное, поблизости каждого второго дома в Тюмени есть супермаркет одной из крупных торговых сетей. С точки зрения потребителей, это хорошо: есть выбор. А как в таких условиях живется предприятиям малого бизнеса?
- Конечно, сети перекрывают нам воздух, они подсиживают мелкие магазинчики. Обидно, что власть расписалась в своем бессилии перед крупными сетями. Их нужно ограничивать, но, увы, Закон о торговле дает им все права работать. А если разобраться, что дают нам торговые сети? Да, они проводят акции, и цены на некоторые товары бывают ниже, что для потребителя выгоднее. Но ведь, по сути, они выкачивают деньги из региона. В мелкий магазин продукцию поставляют местные поставщики и товаропроизводители, которые не могут попасть в торговые точки крупных сетей, куда фурами возят товар из другого региона. Сокращение маленьких магазинчиков - это удар по нашим же предприятиям. К тому же мы, получив прибыль, тратим деньги здесь же, в регионе: строим дома, например. А сети, платя минимальные налоги региону, большую часть отчислений несут в Москву или даже за границу. А когда закроются маленькие магазины, то и низких цен больше не будет. Бизнес есть бизнес: если нет конкуренции, можно и цену поднять.