Ветеран из села Равнец Павел Григорьев на днях получил подарок и поздравление от губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Визит представителей администрации и журналистов стал для Павла Петровича поводом вспомнить суровые сороковые.
Для П.П. Григорьева война началась в 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет. До этого он успел окончить 7 классов в родном селе Коточиги Викуловского района и ПТУ в Ишиме, работал трактористом. Трудились в те годы на селе все – от мала до велика. Павел Петрович же работал за двоих, его отец умер ещё в 1939-м, а семью нужно было кормить. По его словам, тогда пахали и сеяли не жалея себя не за большие заработки – за трудодни. С началом войны нормы увеличились: картофель, хлеб, молоко и мясо нужны были фронту.
После мобилизации Павел Григорьев попал на станцию Кубинка, в 40 километрах от Москвы. Там прошёл обучение, получил звание сержанта и должность помощника командира пулемётного взвода (позднее ему пришлось освоить военные специальности связиста и артиллериста). Из Подмосковья 893 стрелковый полк 196 Краснознамённой дивизии, в котором служил Павел Петрович, был направлен на Ленинградский фронт. Ветеран вспоминает, как 36 километров до северной столицы войска шли по уже схватившемуся льду Ладожского озера. Почти два года после этого полк находился в окружении, наступление началось лишь в 1944-м.
– Первый выстрел с нашей стороны, означавший начало наступления, раздался 14 января 1944 года. А 27 января блокада Ленинграда была снята. Жаль только, День Победы встречал в госпитале в г. Чите, куда меня увезли после ранения, – рассказывает Павел Григорьев. – Я был корректировщиком 122-миллиметровой пушки – орудия, весившего почти 5 центнеров. Мой комбат отправился в штаб, чтобы связаться с 54-й армией, которая шла в наступление. А мне вдруг показалось, будто кто-то окликнул. Обернулся и сразу почувствовал ужасную боль в ноге – её раздробило осколком. Удивительно, но за несколько часов перед этим я видел сон, где незнакомый человек сказал, что меня ранят. Комбат на своих плечах вынес меня из опасной зоны, доставил в госпиталь. До сих пор я тепло вспоминаю его: капитан всегда относился ко мне, как к родному сыну, ему тогда было почти 68 лет, до второй мировой он прошёл гражданскую войну.
Тяжёлое ранение не позволило бойцу вернуться на фронт. Да и потом напоминало о себе всю жизнь. Но, несмотря на хромоту, после войны Павел Григорьев ещё много лет трудился в Коточиговской МТС Викуловского района механизатором, работал на комбайнах и тракторах. Общий его трудовой стаж – 40 лет. В родном селе познакомился Павел Петрович и с будущей женой, которая тогда работала поваром. Вместе с супругой они прожили 55 лет, воспитали двоих сыновей и внучку Любовь, в семье которой сейчас живёт ветеран.
– Более дружной и счастливой семьи, чем у внучки Любови и её мужа Александра, я не знаю. Они воспитали пятерых детей, теперь правнуки и праправнуки – моё богатство, – говорит П.П. Григорьев. – Раньше мы жили в Викуловском районе, но несколько лет назад мне дали сертификат, благодаря которому наша семья смогла улучшить жилищные условия, – спасибо правительству за заботу о ветеранах. Так мы переехали в большой и просторный дом в Равнеце.
Губернаторский подарок – сухпаёк и открытка – сержанту Григорьеву понравился. Сразу вспомнил он о своих военных товарищах и о том, как когда-то делили на всех фронтовые сухпаи – сало и сухари. А ещё полковых поваров, варивших удивительно вкусную и сытную кашу, и хлеб, который солдаты в то время видели нечасто.
– Именно на войне я понял, что значит жить и радоваться каждому прожитому мгновению, боевым товарищам, письмам близких, – продолжает Павел Петрович. – На груди у меня орден Отечественной войны, медали «За победу над Германией», «За освобождение Ленинграда», семь юбилейных медалей. Но не награды ценны и дороги, а сама жизнь и память о тех, кто навсегда остался на полях сражений.
Юлия КРОО.
Фото Татьяны ТИХОНОВОЙ.