Всё дальше и дальше уходят страшные, тяжёлые годы Великой Отечественной. Мы, родившиеся после войны, знаем о них из рассказов наших родителей, из кинофильмов, книг. Участники той войны в большинстве своём скупы на рассказы о тех чёрных, страшных, порой непереносимых днях ожесточённой битвы с врагами.
Таким скупым на рассказы был мой свёкор Винидикт Михеевич Белозёров. Но всё же кое-что он успел рассказать своим внукам об участии в военных действиях. До конца своих дней он терпел боль в позвоночнике от оставшегося там осколка, от перенесённых испытаний болело сердце. Его не стало в 1999 году. Все эти годы без него в нашей семье 9 Мая обязательно вспоминают, рассказывают о нём. Мы, старшие, – нашим детям, они – своим детям о том, каким он был солдатом, и кем был в мирное время.
Винидикт Михеевич родился в 1916 году в Бушуево, он был старшим из трёх детей. Окончил только начальную школу и с четырнадцати лет работал по найму. В семнадцать лет поступил на работу столяром в Юргинский Райтоп. Семья к тому времени переехала в Коровинку.
На срочную (кадровую) службу был призван в сентябре 1938 года. Служил в Приморском крае в городе Спасск-Дальний. После демобилизации в 1940 году вернулся в свою деревню и снова поступил в Райтоп на должность столяра. Под Новый 1941 год Винидикт посватался к Клаве Коровиной, которая жила с матерью здесь же в Коровинке. Счастье молодых длилось не долго. В воскресенье 22 июня колхозники Коровинки отмечали окончание посевных работ, гуляли на большой поляне на горе за рекой. В разгар веселья, смеха и песен прибежал посыльный из военкомата и с волнением, со слезами на глазах сказал, что началась война. От этой вести мужчины помрачнели, замолчали, женщины заплакали. Все быстро стали расходиться по домам. Об этом рассказывала уже моя свекровь Клавдия Сидоровна.
Винидикта Михеевича призвали в ряды РККА в июле 1941 года. Чуть позже был призван и его брат Николай.
На Северный Волховский фронт он прибыл в составе двенадцатой инженерно-штурмовой гвардейской бригады. Самые тяжёлые бои тогда шли за Ленинград. Винидикт служил в разведке. Не раз приходилось ходить за языком. За неоднократно проявленное мужество Винидикт Михеевич был награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».
После прорыва блокады Ленинграда Винидикт Михеевич освобождал Украину, Молдавию. Однажды разведчики, пробираясь к линии фронта, засели в траншее, пережидая бомбёжку. Сильным взрывом Винидикта засыпало землёй в окопе, снаружи осталась часть ноги. Сослуживцы поползли дальше, решив, что он погиб. По вздрагивающей ноге проходившие мимо бойцы определили, что, наверное, солдат ещё жив. Полуживого, контуженного отправили в госпиталь. А на родину пришла похоронка: В.М. Белозёров пропал без вести, затем ещё одна, сообщающая о гибели солдата. (В книге Памяти Тюменской области есть запись, что Винидикт Михеевич Белозёров погиб в бою). Но он остался жив.
После госпиталя получил отпуск домой. Это было уже осенью 1944 года. Тогда же он был награждён орденом Славы III степени. После отпуска гвардии младший сержант Белозёров вернулся на передовую. Его часть вела бои в Венгрии в районе озера Балатон. Вместе с другими бойцами он освобождал город Будапешт. Затем Австрия – освобождение Вены. За освобождение этих европейских столиц Винидикт Михеевич был награждён медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». После – «За Победу над Германией».
В составе 2-го Белорусского фронта гвардии младший сержант Белозёров дошёл до Кёнигсберга. За взятие этого города получил Благодарность от Генералиссимуса Советского Союза И.В.Сталина.
После Победы в мае 1945 года Винидикт Михеевич служил какое-то время в Румынии. Здесь узнал, что Клавдия ждёт ребёнка, домой написал, что если родится парень, назвать Виктором, в честь Победы (виктории). Так и случилось: родился сын. В этом году Виктору исполнится 70 лет.
После фронтовик был отправлен на Турецкую границу. Демобилизовался в 1946 году, вернулся в родную деревню. Его встречали родители, сестра, жена с годовалым сыном. Работал в детском доме инструктором по столярному делу, столяром на овощесушильном заводе, в столярном цехе Межколкозстроя. Умел и любил работать с деревом. Его изделия отличались аккуратностью, добротностью. Годы службы в армии наложили определённый отпечаток на характер Винидикта Михеевича, да можно сказать, сформировали его. Ведь ушёл на фронт 24-летним молодым человеком, вернулся зрелым мужчиной.
И дома, в семье, он был главой, хозяином. Без дела никогда не сидел: то что-нибудь перестраивал из домашних построек, то готовился к сенокосу. Да мало ли дел в хозяйстве было! Купили лес, вдвоём с Клавдией ходили за несколько километров в деляну, пилили сосны двуручной пилой, кое-как привезли из леса. Почти один обработал все брёвна. Построили большой дом, аж на двенадцать окон. Он стоял на углу, на перекрёстке двух улиц, все проезжающие обращали внимание на красивый многооконный дом, восхищались.
Все домашние большие дела были чётко организованы: посадка картофеля, сенокос, осенняя уборка овощей. Всегда экспериментировал: сажали по загону жёлтой, розовой картошки. По осени сравнивал: какая больше уродилась, ту и оставляли на семена.
Свекровь Клавдия Сидоровна была моложе мужа. Думаю, и любила его, и боготворила. На любые пререкания домочадцев чётко и твёрдо говорила: «Отец сказал». Ничего не надо было больше повторять: отец сказал, значит, так и будет.
Винидикт Михеевич за свой труд в организации не раз получал благодарности, награждался почётными грамотами, денежными премиями. За долголетний добросовестный труд отмечен медалью «Ветеран труда».
Клавдия, молоденькая солдатка, в годы войны работала в колхозе от зари до зари. Даже после рождения сына, в 1945 году осенью. Шла уборка урожая, не хватало людей, и её позвал бригадир – надо было возить хлеб в Омутинку. Оставляла малыша со своей матерью Соломеей Ефремовной.
Меня всегда поражала в ней какая-то незаметная внутренняя сила. Пережив войну, много горестей – чего не случается в жизни – она всегда оставалась стойкой, как будто стержень какой-то в ней был. Никогда не видела её хныкающей или жалующейся на что-то. Только доброжелательность и стремление помочь близким.
В 1946 году она была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Работала вместе с мужем в Межколхозстрое, в 70-е годы была награждена за свой безупречный и честный труд на производстве орденом «Знак почёта» и медалью «Ветеран труда». Клавдия Сидоровна и Винидикт Михеевич прожили почти 50 лет вместе. Трудолюбивые, с открытой душой к добрым людям.
Как участник войны Винидикт Михеевич был награждён юбилейными медалями, а в год 45-летия Победы получил орден Отечественной войны I степени за участие в боях за Родину.
Мы живём в мире благодаря солдатам, которые отстояли этот мир от захватчиков, не пощадив себя. Мы помним о них, а пока помним – они живы для нас!
Винидикт Михеевич и Клавдия Сидоровна вырастили троих детей, помогли в воспитании внуков. Теперь их жизнь продолжается в правнуках. Вечная им память!