Белой стаей годы пролетели,
Но душа, как прежде, молода.
Соловьи еще не все пропели,
Утекла еще не вся вода…
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне я хочу рассказать о своих родителях, Рахваловых Николае Николаевиче и Александре Георгиевне, которые родились в 1927 году в деревне Мечатной. С детских лет дружили, в школе сидели за одной партой, пронесли и сохранили любовь, доброту до глубокой старости.
Николай Николаевич родился в семье крестьян вторым ребенком. Отца не помнит, так как тот рано умер. Когда началась война, он окончил пять классов, а дальше учиться не пришлось. Нужно было помогать матери ставить на ноги еще двух сестер. Помощи ждать неоткуда было. Пришлось ему впрягаться в крестьянский труд «за мужика». Наравне со взрослыми пахать, сеять на лошадях. В 1944 году его призвали в армию. Службу он начал нести в школе снайперов в городе Калачинске Омской области. Проучившись три месяца, получил военную специальность – пулеметчик станкового пулемёта. Для дальнейшего прохождения службы был направлен в Монголию. С началом войны Советского Союза против Японии их полк снялся с прежнего места дислокации и начал продвигаться на китайскую территорию, в сторону города Порт-Артура. Особенно папе запомнился стремительный бросок через Монголию, степи и горные хребты Малого и Большого Хингана. Противник считал их неприступными, но наши бойцы прошли по этим хребтам танками и мотовойсками, а за ними уже и пехота.
Отец был первым номером в станковом расчете, вторым был Василий Шаргин, его фронтовой друг и товарищ. Но в живых его нет. Не с кем вспомнить папе те боевые деньки, хотя так порой хочется. В той непродолжительной войне Николаю Николаевичу повезло, он остался цел и невредим. Демобилизовался только в 1951-м, после семи лет службы. Дома его ждали родные, близкие и его любимая, Александра Георгиевна. Мама родилась в зажиточной семье старшей дочерью. Рано осталась без отца, тогда ей было четыре года. В 30-е годы семью раскулачили, родных сослали на север, а их, двух сестер и мать, оставили «в чем были». Соседи пожалели, приютили в бане. Так и жили, кто что даст. Несмотря на жизненные обстоятельства, мама окончила семь классов, уж очень она хотела учиться. После окончания школы ее и трех маминых ровесниц отправили в Тобольское ремесленное училище № 7, где готовили штурманов на речные суда. Курс учебы был рассчитан на три года. Зимой осваивали теорию, а летом закрепляли полученные знания на практике. Две навигации, 1943-го и 1944-го годов, хрупкая девочка провела в должности матроса. Сначала на пароходе «Туринец», затем на «Елизарове», которые курсировали по Иртышу от Тобольска до Тюмени и Омска.
Третью навигацию, уже после окончания училища, провела на буксирном судне «Советская Прибалтика» до города Салехарда. В ее матросские обязанности входило мыть шваброй палубу, загружать на стоянках дрова и готовить. В это время все суда, что ходили по сибирским рекам, топились дровами. В ту северную навигацию пароход не успел вернуться на базу, попав в ледяной плен под городом Ханты-Мансийском. Там на берегу им и пришлось встать на зимовку. Спали в землянках, отапливались железными печами, на них и еду себе готовили. Жили впроголодь. В этих суровых условиях подготавливали судно к предстоящей весне – «вымораживали», то есть выдалбливали корпус изо льда. Однажды мама во время работы оступилась и упала в пробоину. Чьи-то проворные руки подхватили ее и спасли от гибели. Ледяная купель не прошла для нее бесследно. С воспалением легких надолго она попала на больничную койку. Вдобавок привязалась малярия. Вследствие этих событий ее списали на берег. В 1946 году Александра Георгиевна вернулась домой, в деревню Мечатную, – только кожа да кости. Бабушке стоило большого труда поставить ее на ноги, благо, что работала в это время в колхозе.
В послевоенное время мама трудилась в Вагайском сельхозотделе статистиком и ждала своего возлюбленного. В семилетней разлуке чувства их не ослабли, а, наоборот, закалились. Обе мамы называли их неразлучниками. В 1951 году сыграли свадьбу, семья получилась крепкой и дружной. В этом же году переехали в пос. Первомайский. Устроились на работу: папа – шофером, мама – кассиром. В 1954-м родилась я, а 1957 году моя сестра, Вера. Но в семье нас было трое детей. Четырнадцатилетняя племянница, Саша, стала им родной дочерью. Мама ее погибла в деляне, на нее упало дерево.
В настоящее время я и Саша живем в пос. Первомайском, а Вера с семьей – в Анапе. Родители наши в Вагае. Все три сестры работали медиками и давно уже на пенсии. У супругов Рахваловых пять внуков и три правнука. Теплый, приветливый родительский дом всегда встречает нас радушием, для всех родных и близких остается надежным причалом. Родители всегда выслушают, посоветуют и успокоят, помогут, и все беды кажутся уже не такими страшными. Папа по характеру оптимист, о плохом говорить не любит. У него всегда все прекрасно, а когда мы собираемся всей дружной семьей на семейные торжества, без песен не обходится.
Подготавливая эту заметку, я пересмотрела стопу их грамот и благодарственных писем за многолетний и добросовестный труд. За время работы у Николая Николаевича не было сбоя в работе. Он имеет боевые награды: медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны второй степени и юбилейные медали. У мамы медаль «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», «Почетный донор СССР», свидетельство о реабилитации и также юбилейные медали. Мама и папа – ветераны труда. И где бы они ни работали, им были присущи такие качества, как высокая ответственность, исполнительность и честность.
Родители прожили вместе шестьдесят четыре года. Это душевные, чуткие, внимательные, готовые всегда помочь люди. От всей нашей дружной семьи, родных и близких хочется пожелать им здоровья и долгих лет жизни. Мы вас очень любим. Спасибо вам за то, что вырастили нас и воспитали достойными людьми.