Украденная молодость, оборвавшаяся жизнь… Сколько их, молодых, только вступивших во взрослую жизнь, порой не познавших нежности первого поцелуя, прекрасного чувства любви, испытали сполна все тяготы зловещих 1941–1945 годов. В жерновах войны перемалывалось всё: планы, судьбы, человеческие жизни. Аромашевцу Владимиру Камшилову было 19 лет, когда он попал в горнила военного лихолетья. Почти 90 писем с фронта Владимир адресовал маме Марии Павловне Камшиловой. О многом могут поведать эти весточки от сына: как мужал её мальчик в жестоких сражениях, какою ценой освобождал от вражеской нечисти сёла и города нашей Родины, о любви сына к маме.
Перед войной Володя Камшилов, окончив 9 классов, успел отучиться в Новосибирском пехотном училище. В звании лейтенанта в июле 1941-го был отправлен на Западный фронт командиром пулемётного взвода. Известно, что в ноябре первого года войны он участвовал в боях под городом Ельцем. 10 декабря получил серьёзное ранение в левый бок и руку. Последовало лечение в узбекском госпитале. В 1942-м его отправили служить в Гвардейскую дивизию имени Панфилова.
«25.12.1942 г. Здравствуйте, дорогая мама. Вероятно, жить стало гораздо сложнее и появилось больше беспокойства о нас с папой, ушедших на фронт. Воевать становится всё труднее. Зима холодная не только для немца, но и для нас. Жизнь идёт по настоящей фронтовой дороге. 22 декабря при наступлении был легко ранен в область плеча пулей. Из боя не выходил, нахожусь пока на месте. Идут сильные бои по уничтожению одной немецкой группировки».
29 декабря 1942-го Владимир в боях за освобождение города Великие Луки был снова ранен (в левую ногу с повреждением кости и сустава). Из госпиталя, который находился в городе Калинин, он писал Марии Павловне:
«…Раньше считал, что война есть война. А сейчас этих гадов видеть не хочу. Но они заплатят за всё! В этих боях рассчитался за все свои ранения. Смотреть на это зверьё нечего!!!»
«27.01.1943 г. Здравствуй, мама! Вчера исполнился мне 21 год. Как будто и прожито не много, а сколько испытаний?! Большие изменения делает эта война как в характере, так и во взаимоотношениях и во взглядах на жизнь. Хотя я и молод, а чувствую себя уже пожилым человеком».
Весной 1943-го Владимир сообщил: « …Уже 20 дней не смолкают бои. Чувствуется усталость, но ведь без этого нельзя…»
Вскоре в одну из своих весточек Владимир вложил газетную вырезку с Указом о награждении его орденом Красной Звезды.
«10.08.1943 г. Дорогая мама! ... Можешь поздравить меня с вручением правительственной награды – второго ордена Красной Звезды (9 августа). Жизнь идёт по-прежнему».
«16.10.1943 г. Здравствуй, мама! Нового ничего не сообщу… Бои и бои, которые не смолкают вообще. Высылаю перевод в сумме 800 рублей. О получении сообщи. Очень рад за тебя, мама, что ты живёшь хорошо, что в порядке твоё хозяйство. С приветом Владимир».
«29.10.1943 г. …Шлю тебе свой привет и наилучшие пожелания в твоей, мама, жизни. Я нахожусь в обстановке, что напоминает небольшую передышку. Завтра два года со дня формирования нашего соединения. По этому большому событию готовим небольшой праздник в условиях боя с немчурой. Ну, а вы готовитесь к празднику 7 ноября? Прошу, мама, пиши почаще обо всём, что нового у тебя дома, как у тебя вообще с обеспечением? В чём нуждаешься?»
В начале ноября Владимир сообщил маме обстановку на фронте: «Подходим к крупному белорусскому городу, и потому бои сильные и упорные… Немец вынужден откатываться по нескольку километров в сутки. По пути отступления враг оставляет много сожжённых населённых пунктов. Зверства исключительные: деревни сжигают вместе с жителями». Далее поздравил с наступающим праздником 7 ноября и попросил: «Ты, мама, сильно за меня не беспокойся».
12 ноября 1943 года был бой за белорусскую деревню Ковалёво. Затем Марии Павловне пришло письмо, но уже не от сына. «Здравствуйте, Мария Павловна! …В окно дома, занятого нашими бойцами, влетела разрывная пуля. Она попала Володе в затылок. Он упал сразу же и даже не вскрикнул. Володя похоронен в двух километрах южнее деревни Ковалёво, в 17 километрах от Витебска. На полянке. С ним рядом – ещё четыре солдата. Документы все его и два ордена сданы в штаб. Мария Павловна, сочувствую и понимаю, как вам тяжело. Мы отомстим за вашего сына. Я часто его вспоминаю. Володин сослуживец, майор Полещук».
Для написания материала использованы данные из книги «Письма с фронта».
Фото: из семейного архива