Для начала скажем о том, что их объединяет. Общее между этими малопонятными словами то, что это обучающие структуры сингапурской технологии, овладеть которыми решили падкие, чутко относящиеся ко всему передовому в образовании тюменские учителя. Кстати сказать, пионерами в освоении этой методики является не тюменское учительство, уже несколько лет это «сингапурское чудо в образовании» успешно применяют в Татарстане. А об ее эффективности говорит то, что школьники этого маленького государства – города, расположенного на десятках островов, и с населением в два раза меньше московского (5 млн человек) на всех престижных конкурсах, олимпиадах международного уровня традиционно в числе лучших.
Попытка внедрения новой технологии в практику нашей работы началась с того, что часть учителей областного центра этой методике была обучена приглашенными в г. Тюмень сингапурскими педагогами. Далее – на базе одной из пилотных площадок обучение прошли по нескольку представителей методических кабинетов управлений образования и образовательных учреждений юга нашей области, в том числе и вагайские. А 27 марта в рамках единого методического дня, ставшего теперь уже традиционным, методкабинет управления образования с некоторыми обучающими структурами этой технологии познакомил директоров школ и их заместителей по учебно-воспитательной работе. Следующий этап – изучение сингапурских технологий в педагогических коллективах.
Даже весьма поверхностное знакомство с новой технологией, давшей многообещающее название теме единого методического дня – «Преобразование обучения для ХХ1 века» – позволяет сделать вывод о степени ее сложности, поэтому было бы наивно в ближайшей перспективе рассчитывать на тот успех, который достигнут на родине этого метода.
А теперь коротко о сути обучающих структур, часть из которых применил А. И. Токарев (сотрудник методическиго кабинета, также прошедший обучение в областном центре), работая с «учениками», в роли которых в течение часа были руководители школ. То, чему свидетелями были мы и как с нами он работал, скорее, даже не методы обучения, это, я бы сказал, форма управления учебным процессом. Она основана на командных формах, создании комфортной психологической среды для обучающихся. Особым образом установленные парты, у каждого «школьника» есть «партнер по плечу» (сидящий рядом), «партнер по лицу» (сидящий напротив). В процессе общения с «партнерами» или в «четверках» школьники учатся говорить, учатся видеть, общаться, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя свои знания. В процессе общения с соседом, проговаривания выученных формулировок и при наличии возможностей кого‑то научить тому, что знает сам, формируется позитивное отношение к предмету. А в результате процесс общения становится более интересным и успешным. Скучающих на таком уроке не будет, потому что ученикам не придется только сидеть и писать.
К примеру, на одном из этапов «урока», проводимом А. И. Токаревым, все «ученики», то бишь директора школ и их замы, по его сигналу перемешались (что можно было сделать и в танце), затем образовали произвольные пары (по его же сигналу) для взаимодействия, получили задание от Александра Ивановича, за 30 секунд обменялись информацией (время выполнения контролирует таймер). По истечении этого времени он поднимает руку – это сигнал тишины. Команды отвечают, из нескольких вариантов выбирается лучший. Это краткое описание одной из обучающих структур – МИКС ПЭА ШЭА. Всего же их более 30. А ТИК ТЭК ШОУ, к примеру, используется для развития критического и креативного мышления, ТИМ ЧИР – веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения и выражения благодарности. С этого приема и начал наш «урок» урок А. И Токарев.
Руководители школ, превратившись в учеников, имели возможность на себе испытать преимущества этой технологии, в результате применения которой само занятие стало мало похожим на урок в традиционном его понимании и больше напоминало игру -привлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. В заключение состоялся обмен мнениями о том, насколько приемлема эта экзотическая технология в практике нашей работы. Нельзя сказать, что участниками единого методического дня она была воспринята однозначно положительно.
Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств для просвещенцев был актуальным всегда. Особенно значимой эта проблема становится сегодня, в контексте федеральных государственных образовательных стандартов.