Там, в прибалтийских лесах,
смерть подстерегала повсюду
Ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер органов МВД И.Т. Шулинин относится к той категории участников войны, которые получили этот статус сравнительно недавно. На основании статьи 17-й военнослужащих, проходивших службу в го-ды войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, государство приравняло к участникам войны.
Сегодня в Тобольском районе их насчитывается четверо. Трудными военными дорогами прошёл житель Нижних Аремзян Иван Терентьевич (на снимке), навсегда сохранивший верность присяге. Несмотря на возраст, в этом году ему исполнилось 88 лет, бывший офицер старается держать себя в форме. Но годы, годы… Падает зрение, появились проблемы со здо-ровьем. В отсутствие отца, который находится на лечении в областном госпи-тале, о нём рассказала его дочь Галина Ивановна:
Наелся шоколада до отвала
- Папино детство проходило на улицах нагорной части Тобольска. Он был старшим сыном в семье, где подрастали ещё трое братьев и сестрёнка. Его отец работал конюхом на ипподроме, а мать пекла пряники на горпищекомбинате. В 41-м папе было 14 лет. В тот год пришла большая вода. Это стало настоящим бедствием. Отец с другими мальчишками и мужчинами спасал людей, вылавливал скот…
Но кто тогда знал, что страшная беда уже у порога?! Услышав о войне, папа, как и все пацаны-сверстни-ки, горел желанием уйти на фронт защищать Родину. Но призвали в армию главу семьи. А старший сын, окончив шесть классов, стал помощником матери.
Шестнадцатилетним под-ростком с двоюродным братом он отправился пешком на заработки. Недалеко от Увата их подобрал тягач, плывший с грузом на Север. Так они добрались до Берёзово, а затем и до Салехарда. Поработав немного, ребята отправились дальше в Обскую губу. Здесь ловили рыбу, которую затем переправляли на Салехардский рыбозавод. Жили в палатках, укрывались шкурами. После тяжёлой работы, продрогшие, отпаивались горячим чаем. Какая уж там еда! Но после работы им давали кусковой шоколад. «Наелся до отвала!» - смеялся отец.
Буду мстить
фашистам за отца
А характер у папы ещё тот! Когда сильно заскучал по родным, решил сбежать обратно домой.
Шёл третий год войны. Как и многие его сверстники, горел желанием попасть на фронт. Но семнадцатилетних не призывали. Несколько раз он убегал из дома. Однажды забрался в военный эшелон, но далеко уехать не удалось. В Тюмени сняли с поезда и вернули домой. Во второй раз доехал до Свердловска, а оттуда под конвоем был доставлен в Тобольск. И только с третьей попытки военкомат решил настойчивого семнадцатилетнего добровольца отправить на военные курсы. После учёбы в Ялуторовске в начале 45-го эшелон доставил новобранцев в Прибалтику.
- В телятниках ехало около пяти тысяч человек, - вспоминал он. - Потом эшелон остановился на какой-то станции. До Эстонии мы добирались пешком. Там всю ночь ждали приказа.
Папа рвался на фронт, чтобы отомстить за покалеченного отца, вернувшегося домой без ноги. Но попасть на передовую ему не пришлось. Советская армия уже шла по Европе, приближаясь к вражескому логову. А здесь, на прибалтийской земле, не утихала своя война, в лесах орудовали бандформирования и группировки. «Лесные братья» объявили негласную войну, убивая советских работников, активистов, не щадили местное население - тех, кто сочувствовал новой власти.
Вместе с подразделениями НКВД боролся с националистами и воин-сибиряк. В незнакомой местности опасность подстерегала на каждом шагу. Однажды в ночной разведке обнаружили землянку бандитов. После отчаянной перестрелки отец с тяжёлым ранением попал в госпиталь. Лечил-ся четыре месяца, там и встретил долгожданное известие о Победе. Это был незабываемый день! Как ликовали и радовались тогда солдаты!
Человек долга
После выздоровления папу направили на дальнейшую службу в воинскую часть на станцию Опалиха в Подмосковье. Затем он служил сапёром, их часть стояла в районе Пушкинских Гор. Позже был мобилизован на строительст- во засекреченного тогда объекта - аэродрома «Байконур» в Казахстан. Став постарше, я, конечно, хотела узнать от него о начале космической эры в нашей стране. Но об этом периоде службы он особо не рассказывал, предпочитал умалчивать, ссылаясь на подписку о неразглашении. Демобилизовался папа в 1952 году, отслужив в армии в общей сложности семь лет. За военную службу отмечен орденом Отечественной войны, множеством юбилейных медалей.
Вернувшись домой, па-па связал свою трудовую жизнь с органами МВД. Работал в исправитель-ном учреждении в д. Лыткиной. Человек повышенной ответственности, верный долгу, он старался быть полезным везде, куда бросала его судьба. Моя мама Нина Ивановна, как офицерская жена, везде следовала за ним. на заслужен-ный отдых отец ушёл в звании капитана.
И по сей день он не теряет боевой дух. Дисциплина, честь и долг для него превыше всего. Будучи ещё на службе в Лыткиной, он никогда не пропускал праздничных демонстраций, маёвок. Колон- на ветеранов войны на победных торжествах в Тобольске всегда была яркой, нарядной, отличающейся от других. Мы старались бывать на праздниках всей семьёй.
Нынешний праздник 9 Мая для папы - особенный. Отец у нас великий оптимист и уже готовится к встрече. Вот только немного ом-рачают его события, происходящие на Украине. Неужели так коротка человеческая память, если бывшим друзьям режут глаза памятники и обелиски павшим воинам, освобождавшим ук-
раинские города и сёла, спасавшим население от зверств бандеровцев… Если в Прибалтике, за свободу которой он боролся со своими однополчанами, возводят на пьедестал бывших националистов… И кто спасёт от позора беспамятства потомков?..
С великим праздником тебя, папа! Мы, близкие и родные, можем только позавидовать силе твоего ду-ха и пожелать крепкого здоровья ещё на долгие годы!