Я снова в Сладковском районном краеведческом музее. В этот раз беру для работы фронтовые письма ветерана Николая Михайловича Серикова. Он родился в 1914 году. Ушёл на войну, был танкистом в звании сержанта.
…В руках у меня несколько пожелтевших от времени листочков. Всегда, когда держу такие документы, наступает волнение. Словно окунаюсь в военное лихолетье, как будто я там, на передовой. И вижу своими глазами, как солдат, под пеленой дыма и гари, на фоне отдалённых взрывов, улучив минутку, пишет письмо родным.
… «Добрый день или вечер. Здравствуй, сестра Лена. Кланяюсь и посылаю свой братский привет. Благодарю за письмо, которое получил вчера, 12 апреля. Лена, ты писала, что вы уже все трактора отремонтировали. Выношу свою благодарность за это трактористам и комбайнёрам! Передаю всем привет. Я пока жив-здоров. Того и вам желаю! Мне пока писать больше нечего. Пишите вы, как обстоят дела с посевной! Пока, до свидания. 13 апреля 1944 года».
Между боями, отдыхая от разрывов снарядов, отвлёкшись от страшных схваток с врагом, воины вспоминали свой дом, мирную жизнь, интересовались деревенскими делами. И переживали за всё, что делается в родных краях.
… «Здравствуй, сестра Елена Михайловна. Передаю привет всем от меня. Благодарен за ваше предыдущее письмо, где сообщили, как празднуете Октябрьскую. Послал вам всем свои фотокарточки. Напишите, получили ли? Да, Лена, узнай про мою дочь Анну, как она поживает, и сообщи мне. Жду, жду, жду ответ… 20 декабря 1944 года».
Старался солдат сразу ответить родным, радовался их письмам. И верил. В то, что война скоро закончится, что разобьют фашистов и вернутся домой с победой. Живыми.
… «Кланяюсь вам всем, родные. И тебе, сестра Елена. Сообщаю, что живу пока хорошо. Что будет дальше, не знаю. Увидим. Пишите мне чаще. Про наши новости вам известно, вы газеты читаете. Как у вас дела? За четыре года много изменений, про это и сообщайте мне. Жду ответ. Пока. До свидания. Я жив-здоров, чего и вам желаю. 28 декабря 1944 года».
Это были одни из последних писем ветерана. 22 января 1945 года он умер от ран. Похоронен в Венгрии. Всего три с лишним месяца не дожил Николай Михайлович до победного дня…
Сейчас, про прошествии семидесяти лет с тех событий, мы вспоминаем защитников Отечества. Кто отдавал жизни за мирное небо, кто рвался в бой с криком: «За Родину! За Победу!». Остаётся лишь память. Она не должна умереть. Мы обязаны продлить ей жизнь сохранившимися пожелтевшими письмами с фронта, сохранёнными медалями дедов и прадедов, не преданной забвению историей страны, которая нужна нашим наследникам.