В этом году накануне юбилея Великой Победы в нашем районе было установлено несколько мемориальных досок. Каждое из этих мероприятий проходило по-своему, но объединены они были общим желанием сохранить память о героях для наших потомков.
Свет в окнах родного дома
В Муллашах установили мемориальную доску на доме №5 по улице Октябрьской. Здесь родился и жил полный кавалер ордена Славы Хабибулла Хайруллович Якин. Отсюда он 18-летним уходил на Великую Отечественную, об этом доме вспоминал на фронте, сюда вернулся после войны.
…От станции Богандинская он шёл пешком и добрался в Муллаши, когда вся деревня уже спала. Только в окнах родного дома теплился огонёк. Мама, увидев сына, от счастья потеряла сознание, а отец, георгиевский кавалер, заплакал, –рассказывала внучатая племянница Х.Х.Якина, профессор Тюменского госуниверситета Ханиса Алишина. Хабибулла Хайруллович первым в роду получил высшее образование и стал учителем. Педагогическое поприще выбрала и Ханиса Чавдатовна. Она благодарна родственникам, сохранившим дом героя: возможно, когда-нибудь он станет музеем.
Ведь этот дом дал России двух настоящих воинов. Отец Хабибуллы – Хайрулла Якин – был участником Первой мировой и полным георгиевским кавалером. Провожая сына на Великую Отечественную, он дал наказ не опозорить фамилию. Об этом рассказывала дочь Х.Х.Якина, Лариса Хабибулловна.
Подвиги солдата Якина не забыты Родиной. В послевоенные годы писатель Константин Симонов снял о Хабибулле фильм, о полном кавалере ордена Славы написано немало книг и газетных статей. Имя учителя-фронтовика носят Чикчинская средняя школа, улицы в Чикче и Муллашах, бульвар в Тюмени… А вот мемориальной доски на отчем доме до сих пор не было.
Инициатором этой акции в юбилейном году выступила первичная организация «Единой России», возглавляемая Таскиёй Назмутдиновой. На открытие мемориальной доски собрались все жители села, дети и родственники героя, представили мусульманской общины, многочисленные гости. О Хабибулле Якине – настоящем примере служения Отчизне, говорили депутат Тюменской областной думы Александр Крупин, председатель национально-культурной автономии татар Тюменской области Ришат Зиганшин, руководитель департамента культуры и связей с общественностью Конгресса татар Тюменской области Валима Ташкалова и многие другие.
Право открыть мемориальную доску предоставили старейшине села Муллаши, имаму религиозной общины Биктимиру Нурмухаметову, одиннадцатикласснику местной школы Салиму Зульбухарову и сыну героя Василю Якину.
А после открытия памятной доски люди поехали на кладбище, ведь похоронен полный кавалер ордена Славы в родных Муллашах.
«Мастер воздушного боя»
Именно так называют этого лётчика в его наградных документах. Командир штурмового авиационного полка, представляя старшего лейтенанта Шарова к высшей награде Родины, не скрывает своего восхищения молодым лётчиком: «В результате совершённых 115 боевых вылетов им лично уничтожено свыше 900 солдат и офицеров противника, 15 танков, 124 автомашины с грузом и боеприпасами, 24 подводы, 12 вагонов и 1 паровоз, взорвано 5 складов с боеприпасами и 3 склада ГСМ…», «По возвращении со штурмовки Шаров тот час же просил разрешить слетать ещё и ещё раз…», «Во время штурмовки он всегда прорывался сквозь стену зенитного огня, в самое опасное место, чтобы нанести противника наибольший ущерб. Немцы 8 раз подбивали его самолёт. Пули попадали в плоскости, руль глубины, руль поворота, выводили из строя водомасленую систему, но отважный штурмовик неизменно приводил машину на свой аэродром…»
Отважному штурмовику из сибирского села Борки было всего 22 года.
Восьмого мая, перед праздником, мемориальную доску, посвящённую Герою Советского Союза Павлу Шарову, установили на средней школе села Созоново.
- По этой земле он бегал, здесь закончил четыре класса, пешком ушёл учиться в Борки, а затем поступил в Тюменский сельскохозяйственный техникум, – рассказывает член совета ветеранов и инициатор установки мемориальной доски Владимир Георгиевич Горбунов. – Смолоду он заболел авиацией, делал всё для того, чтобы его мечта сбылась, сел за штурвал ИЛ-2 и громил фашистов.
Перед собравшимися на митинге выступили глава администрации Созоновского муниципального образования Дмитрий Шевченко, председатель районного совета ветеранов Валентина Юдина, директор средней школы Тамара Зайченко, а открыть доску поручили последнему фронтовику Созоново Александру Васильевичу Швеину.
Особую атмосферу этому мероприятию придало участие ребят из кадетского класса.
У войны не женское лицо?
И тем не менее в Великую Отечественную сотни тысяч женщин наряду с мужчинами сражались с врагом. Была среди них и ленинградка Елена Швецова. С августа 1942-го по август 1945-го она находилась в частях противоздушной обороны Ленинграда. Это были годы нелёгкого ратного труда, годы потерь… Вся семья Елены Дмитриевны во время блокады умерла от голода, её родные похоронены на Пискарёвском кладбище.
В Сибирь она приехала вместе с мужем, а после его смерти переехала в Онохино, работала в сельсовете, жила в доме, где сейчас находится администрация муниципального образования. Какой она запомнилась односельчанам?
Немногословная, но с характером. Хрупкая, но с огромным стержнем внутри. Она ничего не оставляла на потом, на завтра, ведь те, кто пережил блокаду, знали, что завтра может и не быть... Она очень любила людей и особенно детей, много занималась патриотическим воспитанием. Как-то на классном часе школьники её спросили, какие чувства она испытывала, когда умирали близкие? И Елена Дмитриевна отвечала без утайки, раскрывая страшную правду войны: «Первая мысль – отмучился… Потом – как же я понесу его на кладбище?..» Боль приходила позднее, когда наступало осознание того, что родных никогда уже не будет рядом... И рефреном на этом митинге, посвящённом открытию мемориальной доски, звучало: как можно допустить, что сегодня фашизм в полный рост шагает по Европе?!
На митинге выступили глава Онохинского МО Владимир Михалёв, депутат районной думы Владимир Куракин, председатель Онохинской думы Нина Захарова, председатель местного совета ветеранов Людмила Зырянова, соседка и подруга Татьяна Мякишева.
Мемориальная доска была установлена за счёт средств, вырученных от продажи книг. Что это за книги, надо сказать отдельно. Несколько десятилетий назад житель села Степан Суворов сделал рукописный альбом по истории Онохино. Так вот, накануне 70-летия Великой Победы эта книга, отпечатанная типографским способом, вышла уже третьим, дополненным изданием. Помимо неё небольшим тиражом выпустили ещё и сборник местных поэтов. Неравнодушный к отечественной истории житель села, спонсировавший издание книг, поставил условие: чтоб средства от их продажи пошли на благое дело. Вот они и пошли на установку мемориальной доски «онохинской ленинградке».
Елена Дмитриевна умерла в 1993-м и похоронена в Онохино. Родных у нее нет, но могила не забыта, за ней ухаживают члены совета ветеранов.
«Да, со дня смерти участницы обороны Ленинграда прошло немало лет, но сегодняшнее мероприятие говорит о том, что память народная жива, – считает депутат районной думы Владимир Куракин. – Символично, что открытие мемориальной доски состоялось в преддверии юбилея Великой Победы. Нельзя забывать ушедших героев, всеобщей заботой и вниманием должны быть окружены живущие ныне. Это наш долг».
Мемориальная доска, установленная в честь Елены Швецовой, первая в Онохина, но жители села уверены, что не последняя.