Душой и главным редактором первых тобольских журналов был ссыльный поэт Панкратий Сумароков.
Его опала была связана с тем, что он в шутку нарисовал сторублёвую ассигнацию, которую повеса-товарищ сбыл купцу за настоящую. Шутка дорого обошлась Панкратию Сумарокову: пятнадцать лет провёл он в тобольской ссылке. Но именно здесь расцвёл его талант. Он стал первым профессиональным литератором Сибири.
Из Тобольска слава о нём шагнула в Европу. Его стихи печатались в первом русском поэтическом альманахе «Аониды», издатель которого Н.М. Карамзин по достоинству оценил дарование тобольского изгнанника.
Полное собрание сочинений П. Сумарокова было издано его сыном Петром в 1832 году уже после смерти автора. Оно было замечено корифеями русской поэзии. Его приобрёл для своей библиотеки А.С. Пушкин, который с интересом прочитал книгу и сделал в ней несколько пометок. Особенно понравились Пушкину поэтические сказки Панкратия Сумарокова. В Тобольске он написал более шести сказок в стихах. До сих пор издаются стихи-эпиграммы Панкратия Сумарокова.
Вот одна из них:
Ответ на вопрос:
Что за люди дантисты?
Приёмы их довольно
грубы.
Они стараются чужие зубы
Как можно чаще
вырывать,
Чтобы своим зубам
Доставить, что жевать.
А вот другая:
Однажды барыня
Спросила астролога:
«Пожалуй, дедушка,
Скажи мне, ради бога,
Иметь я буду ли детей?»
А тот, поворожив,
Ответ такой дал ей,
Что будут у неё их трое.
Тут муж, услышавши
решение такое,
Спросил, худого быть
В вопросе том не мня:
«А сколько будет у меня?»
Панкратий Сумароков доводился внучатым племянником одного из видных представителей классицизма Александра Петровича Сумарокова. Сын его тоже стал литератором.