Медиакарта
6:28 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Знать и помнить

Знать и помнить
14:36 | 22 сентября 2010

Пожалуй, многим читателям районной газеты запомнилась интересная публикация «Трактор на пьедестале», напечатанная в прошлом году в «Сельском труженике». На глазах ее автора, Д.Е. Хатина, ветерана труда, проходило развитие сельского хозяйства района, начиная с довоенных лет. Особую роль в этом процессе играла сельскохозяйственная техника, прежде всего тракторы.

Героем этого материала будет автомашина, сделавшая для развития нашего края, пожалуй, не меньше, чем «стальной конь».

История насыщения района автомобильным транспортом богата и сложна. Сегодня это средство передвижения проникло во все сферы нашей жизни. Правда, происходило это не сразу, не в одно время, а постепенно. И в настоящее время, постоянно развиваясь и совершенствуясь, продолжает проникать.

Придется эту историю лишь обозначить штрихами, поскольку ни сроков, ни количества техники, а тем более людей, работавших на ней, точно выяснить не только документально, но и по воспоминаниям очевидцев невозможно. Но я очень надеюсь, что называемые мною основные вехи развития автомобильного транспорта знающие и помнящие историю читатели дополнят мой рассказ, поправят неточности и даже ошибки.

А рассказать о развитии автотранспорта необходимо.

Для подтверждения этого довода прошу каждого просто выйти на улицу или же выглянуть в окно и посмотреть, сколько теперь снует по улицам автомобилей различных марок, цветов и предназначений. Люди прошлого, пожалуй, не поверили бы своим глазам: «Возможно ли такое, и у нас ли это происходит?»

Вагайский район по территории наряду с Уватским и Тобольским входит в тройку самых крупных в Тюменской области. Общая площадь составляет 18,4 тысячи кв. километров, что превосходит, к примеру, площадь государства Израиль.

В районе насчитывается 604 километра автомобильных дорог областного значения и 340 км муниципальных. Ближайшая железнодорожная станция «Тобольск», появившаяся в 1968 году, расположена более чем в ста километрах от Вагая. Грузы, прибывающие на нее, приходится доставлять в район на автомобилях. То же самое касается почты, горюче-смазочных материалов, сжиженного газа, продуктов питания, других товаров и строительных материалов.

Перевозка пассажиров как внутри района, так и за его пределы тоже осуществляется в основном автобусом, поскольку воздушный и речной транспорт по большому счету утратил свое значение.

Как видно, автотранспорт в районе сегодня главный, без него невозможно обойтись. И он требует развития. О том, как это происходило за последние полвека, попробуем проследить.

В 1959 году, когда автомобили в основном находились в собственности колхозов и МТС, их насчитывалось в районе 156 единиц, в том числе грузовых автомобилей 144. К 1965 году их количество выросло соответственно до 216 и 187. Они помогали решать задачи по перевозке грузов в основном только на местах, а не общерайонные, что не устраивало предприятия, организации и, конечно, руководство района.

Поэтому-то и началось активное и целенаправленное развитие автомобильного транспорта. 1 июня 1962 года в райцентре было создано Вагайское автохозяйство, которое возглавил Григорий Павлович Соляных, оставивший о себе добрую память в районе. Предприятие стало быстро пополняться автомобилями, причем только грузовыми. Сперва получили 10 автомобилей ГАЗ-51. В начале следующего года пригнали еще 10 таких же машин, а до конца 1963-го получили пять автомобилей ЗИЛ-355 и пять ЗИЛ-164 (тягачей), а также пять самосвалов.

В том же году из Тюмени для перевозки пассажиров было направлено четыре грузотакси. Для молодых вагайцев поясню, что это были обыкновенные «газики», в кузовах под тентом которых оборудованы деревянные лавки вместо сидений.

Автобусы в автохозяйстве появились только в 1964 году. Их было девять штук. Таким образом автопарк стал смешанным.

Одновременно с выполнением производственных программ по перевозке грузов и пассажиров велось строительство собственной базы автохозяйства. Его вели силами работников предприятия. Временно стали строителями водители, не успевшие получить автомашины, и слесари. Они перевозили из других населенных пунктов неиспользуемые здания и собирали из них гаражи и контору. К сожалению, не все нужные объекты были возведены, что в последующие годы отрицательно сказалось на деятельности предприятия.

Но удалось сделать главное: сформировать костяк коллектива. Люди трудились здесь впоследствии многие годы, а некоторые - до выхода на пенсию. Однако - хотя автохозяйство неплохо выполняло свою роль, проблем хватало. И все сорок лет существования предприятия партийные власти пытались их решить привычным в те времена, но малоэффективным способом. Предприятие меняло хозяев, передавалось в подчинение то тюменскому, то тобольскому головному предприятию, переименовывалось и, как правило, каждый раз назначался новый руководитель.

За четыре десятилетия дольше других предприятием руководили Г.П. Соляных (1962-64 гг.), Д.М. Косолапов (1964-69 гг.), Н.А. Голошубин (1980-85 гг.), В.Ф. Антипин (1988-96 гг.) и Н.Н. Чусовитин, пришедший на предприятие в мае 1997 года.

Теперь это уже совершенно другое предприятие, которое занимается только пассажирскими перевозками и базируется на другом месте. Как уже отмечалось, оно меняло вывеску, а люди продолжали в нем трудиться. За это время, начиная с 1962 года, здесь трудились сотни водителей грузовых машин и автобусов, а также слесари, сварщики, специалисты других служб. Многих сегодня уже нет с нами, но их помнят не только в коллективе, но и в районе, кто знал их как хороших работников. Кто-то сегодня находится на заслуженном отдыхе.

Назову, пусть и не всех. Это Т.Ф. Сухинин, А.К. Зайцев, В.П. Халецкий, А.Ф. Шаргин, В.Н. Дудинов, А.А. Деркач, Ю.А. Базанов, З.С. Тимиров, С.А. Тунгулин, В.А. Куленков, А.С. Овчинников, В.А. Кармацкий, М.Ф. Абусагитов, А.Т. Дудников и другие.

Как бы то ни было, развитие автотранспорта в районе одновременно со строительством надежных дорог, мостов и других сооружений все-таки, на мой взгляд, заслуживает этого рассказа. Уверен, что было бы правильно установить в Вагае на постамент как памятник какой-либо из автомобилей тех времен. Только, пожалуй, тот первый «газик» уже не найдешь. А ведь это – история, которую надо знать и помнить.

Яков ЧИСТЯКОВ

с. Вагай