В год 70-летия Великой Победы я хочу рассказать об одном из тех, кто эту победу вместе со всем советским народом выстрадал – о моем отце, Валееве Валее Юмалеевиче.
Он умер рано. Дали о себе знать многочисленные тяжелые раны, изнурительный труд после войны. В 1985 году, в 66 лет, его не стало. Но память о нем мы, его дети, родные храним в своих сердцах.
Рассказывать о войне он не любил. Но тем не менее некоторые отрывочные его воспоминания остались в памяти. Родом он из д. Одинарской Вершинского поселения, расположенной на берегу самого красивого, самого большого, самого рыбного озера Большой Уват, 1919 года рождения. В октябре 1939 года его призвали в армию, оттуда и ушел на фронт. Было тогда ему 22 года. Несколько раз был ранен. Самое тяжелое ранение получил 2 октября 1943 года. Он рассказывал, что после одной из ожесточенных атак получил столь серьезное ранение, что его сочли мертвым. Спасло то, что санитар, что-то заподозрив, проверил пульс, а затем с трудом вытащил его с поля боя. Полгода отец лечился в госпиталях, после выздоровления – снова на фронт. Через полгода вновь ранение, в этот раз в ногу. Вновь длительное лечение и опять в строй.
Мой отец дошел до Берлина. Не знаю, расписался наш воин-победитель или нет на стене рейхстага, но в том, что он заслужил это право, сомнений нет. Рассказывал и о том, что со стороны наших солдат, уже после взятия столицы Германии, за издевательства фашистов над мирным населением, за расстрелянных и уничтоженных в концлагерях сотен тысяч наших людей, за наши превратившиеся в руины города и сожженные села и деревни были попытки отмщения, но командованием они строго пресекались.
В сентябре 1945 года мой отец с победой вернулся домой. Ему повезло больше, чем многим другим его односельчанам, оставшимся на полях сражений.
В 1946 году мой отец женился. Семья наша была многодетной, из 10 детей я старший, с 1947 года. В 1954 году наша семья переехала в д. Вершинскую. В то время наряду с рыболовством население этой деревни занималось и земледелием, и животноводством. По моим предположениям, обрабатывали около 500 гектаров (позднее, повзрослев, я и сам много лет работал в сельском хозяйстве). Колхоз Нариманова был на хорошем счету. Население Вершинской поставляло хлеб, мясо, масло, шкуры, рыбу. Мой отец был заведующим фермой, занимался учетом производимой в деревне продукции.
С течением времени все более и более давали о себе знать старые раны. Похоронили мы отца в Вершинской.
Его боевые заслуги отмечены орденом Отечественной войны, многими медалями.
Война в наш дом, как и во многие другие, принесла много горя. Домой не вернулись и оба моих деда: без вести пропал дедушка, Валеев Валей (его именем назвали меня), пал смертью храбрых дед Садыков Мирсадих.
Свою лепту в общую победу, 70-летие которой весь мир будет отмечать в скором времени, внесли и родные мне люди.
д. Б. Плесовская