Медиакарта
2:33 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мы отдаём вам дань с поклоном

Слепят в палисаднике обжигающей яркостью тюльпаны. Растения напоминают солдат, замерших в строю почётного караула. Своим строгим видом они как будто приглашают на встречу с труженицей, величаво указывая направление. Жестокие испытания выпали на долю жительницы деревни Михайловка М.Ф.Моисеенко. При воспоминаниях о военном лихолетье скользят по щекам слёзы. Ловим подробности рассказа о большой трудовой жизни.

– Отец ушёл на фронт в октябре 1941 года, девятнадцатого февраля получили похоронку. В самое пекло войны попал. Пятеро детей у матери осталось. Брата забрали в армию, три месяца держали часть на станции Заозёрной. Оттуда он писал нам письма. В одном сообщил, что отправляют учиться на офицера. Попал на фронт в конце войны, уцелел в боях. Старшая сестра грамотной была, а я два класса окончила. Дальше мечты об учёбе перечеркнула война. В одиннадцать лет, как хозяйка дома, всё умела делать. Не вытерплю, схожу день с подружками в школу. Домашняя работа не сделана, мама ругается. Через неделю вновь на уроки сбегу. А там по программе уже далеко вперёд ушли. Спрашивают у меня задание, а я не знаю. Так постепенно и бросила в школу ходить, – вздыхает моя собеседница.

Главной силой на производстве в войну были женщины и подростки. Нет такой профессии, от физически тяжёлой до самой сложной, какой не овладели бы они.

– В двенадцать лет уже умела косить, научилась у матери. Могла собрать литовку. Раньше всю работу руками в колхозе делали. Женщины складывают копны завалом, а такие подростки, как я, подгребают граблями сено, где остаётся. Ходили босиком, заноза такая залезет, что держись. Вытащишь её и дальше работаешь. Потом придумали. Шкуротинку найдём, ступни обмотаем, чтобы можно было по колкому ходить. Посылали меня и быков водить – направлять их, чтобы по борозде плуг шёл. А жар сильный стоит, как хватятся они с плугом в болото! До сих пор не пойму, как живой осталась, – рассказывает Мария Филипповна.

Тыловой труд – будничный, незаметный. В нём не наносится смертельных ран, не кровь здесь льётся, а пот. День и ночь, с упорством, преодолевая изнеможение, работали для фронта женщины и дети.

– Раньше как хлеб заготавливали? Едет косарь на двух запряжённых лошадях, сваливает пшеницу, сдвигает грабельками. Три девчонки следом идут. Связываем её в снопы, в кучки составляем. За день все руки в кровь обдерём. Уберём полосу. Большую кучу снопов навозят. Подгонят трактором комбайн. В ночь хлеб молотить нас посылают. Выбьешься из сил, идёшь, шатаешься. А то и упадёшь, уснёшь прямо на скирде, от усталости. И ведь могли и под комбайн попасть сонные. Зима подойдёт, утром идём в помещение, где скот стоит. Запрягаем бычка и возим к фермам сено. Как снег глубокий выпадет, едем в лес за кормами на тракторе. Это пока мы, шесть подростков, в большущие сани громадный воз сена наложим… Какая сила у нас была-то, никто ничем не кормил в течение дня. Хлеба не видели. Состряпает мать утром лепёшки из картошки, поедим их, и до вечера.

Работали от колхоза в деревне три пимоката. Относили им шерсть, они валенки катали. Зимой в них ходили. Снег стает, обужины другой нет, чтобы переменить их. И никто никуда не движется, покуда вода не сойдёт. А потом уж босиком вовсю ходили. Побежим в лес, нарвём беремя травы. Всякую перепробовали, знали, какая съедобная, какая нет. Выбирали сладкие корешки, младшим детям отдавали. Травой да картошкой в войну питались. Вот такая жизнь у нас была, – вспоминает Мария Филипповна.

Никогда селяне так не ожидали весны, как в 1945 году. Приближался конец большого испытания. Они «вырастили» победу. Она взошла, как урожай на хлебной ниве, политой жарким потом тяжёлой пахоты. Огромный труд был вложен в неё. И он принёс свои плоды. Победа «зрела» на глазах.

– Девятого мая день выдался таким солнечным, тёплым, как будто ожидали его, – рассказывает о памятном событии Мария Филипповна. – Заприметили верхового, едущего из Александровки. Ещё издали он крикнул нам: «Девки, Победа!». Всё смешалось сразу. Кто-то радуется, а мы с двоюродными сёстрами плачем. У меня отец погиб, а им ещё горше – обоих родителей война забрала.

Сколько трудностей пережило поколение победителей! Мы отдаём вам дань с поклоном.

Фото Алексея ЛАВРОВА

Автор: Ольга Анохина