Медиакарта
6:40 | 20 марта 2019
Портал СМИ Тюменской области

За речной романтикой – в Тобольск

По инициативе Сергея Русанова, директора XIV межрегионального конкурса репортажной фотографии памяти Александра Ефремова, и при поддержке единороссов в рамках реализации номинации конкурса «Человек труда» состоялся второй по счёту фототур по промышленным предприятиям Тобольска. К участию в нём были приглашены фотокорреспонденты, фотографы-профессионалы и любители.

Очередной тур команда из 20 фотографов начала с посещения Тобольского речного порта, где состоялось знакомство с историей предприятия, с его настоящим и будущим.

В архивах упоминается, что первая пристань появилась в Тобольске в 1734 году. Рождение порта связано с открытием на Тюменском Севере крупнейших месторождений нефти и газа. Иртыш и Обь были главными транспортными артериями, по которым автономные округа обеспечивались строительными и горюче-смазочными материалами, техникой, оборудованием, продуктами питания, товарами первой необходимости.

Тобольск тогда стал гигантскими речными воротами, через которые хлынул мощный поток грузов. Строительство порта началось в 1967 году. А в августе 1970-го он отправил на север первые грузы. Этот месяц и считается датой основания порта.

Сегодня Тобольский речной порт по-прежнему остаётся одним из крупнейших перевалочных пунктов России. И это в непростых экономических условиях, когда многие порты просто закрылись. Его проектная мощность в навигацию – 1,8 млн тонн, но предприятие способно перевозить до 2,7 млн тонн. В составе порта три грузовых района, которые имеют восемь высокомеханизированных причалов общей протяжённостью 800 метров.

Первыми на предприятии нас встретили докеры. Среди них немало рабочих династий. Защёлкали фотоаппараты. Люди, не привыкшие к фотосессиям, заметно засмущались. Лишь одну семью удалось разговорить – Абышевых. Отца с сыном взяли в плотное кольцо. Оба работают докерами-механизаторами центрального грузового района. Отец, Юрий Анатольевич, свою трудовую деятельность в речпорту начал с 1971 года. С 2001 года к нему присоединился и сын Сергей. На двоих у них 56 лет трудового стажа. По словам руководства, на таких, как Абышевы, предприятие и держится.

Какое-то время мы ещё покрутились в грузовом районе. Поснимали наших героев на фоне кранов, труб, мешков, гор щебня, так сказать, в рабочем интерьере. В наши объективы попала и семья Горбовых. Отец Александр и сын Евгений работают докерами-механизаторами центрального грузового района, а дочь Наталья – приёмосдатчиком груза. Семейная троица не отказалась попозировать, вот только попросили побыстрее их отпустить: все же после ночной смены.

Специально для нас была организована прогулка на судне «Виктория-4» по акватории порта. Поснимали за работой и экипаж судна, и докеров, загружающих грузовые суда, и речные дали. Чуточку воображения – и мы уже представили себе, что ходим не по акватории порта, а по Иртышу. За штурвалом «Виктории» был Василий Симонов, капитан и одновременно сменный механик. Акваторию он знает как свои пять пальцев, так что даже мы, сгрудившиеся на носу судна и, казалось бы, закрывшие ему обзор, не стали помехой. Наш «отважный капитан» подарил нам чудную речную прогулку! Спасибо ему за это. Кстати, Симонов на своём служебно-разъездном судне избороздил речные просторы. В речпорту служит с 1971 года. Говорит, романтика позвала.

«Виктория» напомнила нам дом на плаву. Виновницей создавшегося впечатления оказалась корабельный кок Валентина Кондрашева, которая уже отвела 25 навигаций. Её главный принцип готовки – чтобы было вкусно, как дома. Об этом «свидетельствовал» аппетитный аромат, доносившийся из кубрика. С таким коком не то что по Иртышу, а и по морям-океанам можно ходить!

Наше судно делает первую остановку. Мы сходим на платформу с грузовым краном. Здесь нас ожидает встреча с семейством Семухиных. Они – потомственные речники с общим стажем в 150 лет. Речниками были и их родители. Валерий работает старшим механиком, его брат Владимир – сменным капитаном, сменным механиком. Подхватили эстафетную палочку и их сыновья: Владимир трудится крановщиком плавкрана, Юрий – сменным механиком-шкипером.

В Тобольском ПАТП команду фотографов встретила заместитель директора по кадрам Наталья Бублий. От неё мы узнали, что на одном из крупнейших предприятий города, являющемся главным перевозчиком тоболяков, трудится коллектив из 700 человек. 100 из них работают в ремонтно-механических мастерских. Автобусный парк состоит из 165 единиц техники. Через мастерские проходят практически все автобусы, даже те, что считаются относительно новыми. В «лечении» нуждаются не только люди, но и техника. Один из «врачей» – кузнец Владимир Стефанов. 17 лет трудится он на предприятии. Говорит, что любит в жизни постоянство, а здесь уже всё знакомое, родное. Освоил он и профессии медника и вулканизаторщика, можно сказать, многостаночник. Владимир, помимо всего прочего, является ещё и музыкальным руководителем. Художественная самодеятельность в ПАТП получила достойное развитие, так что творческий потенциал работников предприятия не остаётся нераскрытым.

Фотокоры, а среди нас был даже один москвич, были приятно удивлены чёткой организацией рабочего пространства на предприятиях, а ещё восхитились тобольским гостеприимством.

Стоит отметить, что финал фотоконкурса и выставка лучших фоторабот пройдут в Тобольске, во Дворце наместника в день рождения Александра Ефремова – 29 июля.

Автор: Ольга БАРДИНА /фото автора/