Летом хлопоты органов местного самоуправления и самих селян кратно возрастают: ремонтируется жильё и коммуникации, завершается строительство – нового у тех, кто его затеял, плюс заботы о том, как в благоприятный летний пастбищный период упрочить доход с подворья, как заготовить корма. Ну, и отдохнуть, подлечиться. А в последнее время ко всему прочему прибавилось у людей забот и иного свойства: как сохранить работу, которая кормит. У главы администрации сельского поселения Владимира Владимировича Пинигина день плотный. Помочь хочется всем, уложиться в график короткого сибирского лета.
– Владимир Владимирович, Ваши прогнозы в части возможного сокращения людей? В этой же связи, Ваши действия, Ваши шаги как руководителя местной исполнительной власти? Возможно, для села эта ситуация не столь драматична, в том смысле, что нет больших предприятий-банкротов, да и многочисленных производств нет, как считаете?
– Я пока не готов назвать конкретные цифры. Думаю, они не будут значительными. И вот почему. Ситуация с сокращением производства и рабочих мест усложнилась не сегодня. Всё мужское население давно встало на самостоятельные рельсы: трудоустроено на севере, в Тюмени, в других районах. Впрочем, как и женщины трудоспособного возраста. Есть примеры, когда они, живя в Володино, трудятся в Юрге. Пятнадцать километров, по городским стандартам, не расстояние. Село – это не то место, где по этому поводу может произойти социальный взрыв.
– Владимир Владимирович, какая практика сложилась? Курс самостоятельного хозяйствования вовсе не означает – выживайте, как знаете.
– Те селяне, у которых есть желание трудиться и умелые руки, – востребованы и самодостаточны. Выбирают путь какой-то новой профессиональной подготовки, если требуется.
– Вы хотите сказать, что термин «безработные» не для села.
– Да, конечно.
– Проанализируйте участие володинцев в региональных программах «Самозанятость» и «Самообеспечение».
– Это, в своё время, были меры, позволяющие смягчить удар кризиса, когда стало «падать» колхозное производство. Практика показала, что семьи с низким уровнем дохода, участвуя в этих программах, на том же уровне остаются, как правило. Движение вперёд несущественное. Сказать, что они «обросли» техникой, скота полный двор – нельзя. Но поддержка им была оказана в сложный период – это безусловный плюс. Село небольшое – семей двенадцать мы взяли для социологического анализа.
На данный момент работаем по трём семьям. Все они из города – не смогли решить жилищный вопрос за многие годы и решили перебраться в сельскую местность. По двум семьям районная служба социального обслуживания населения дала добро. Районная комиссия, выделяя 40 тысяч рублей по программе «Самообеспечение», нацеливает владельцев подворий на приобретение коров.
– А в Володино реально решить жилищную проблему? Какие есть варианты?
– Дома частного сектора, пригодные для жилья, вполне можно приобрести за счёт средств материнского капитала. У Битюковых трое детей дошкольного возраста. Жильё, приобретённое семьёй, хоть и не новое, но крестьянской застройки – руки приложить – простоит ещё сто лет. У Гусейновых два сына-школьника, шестиклассник и второклассник. Илья уже зарекомендовал себя как лучший спортсмен школы, хорошо учится. Корову они приведут не на пустой двор – уже прикупили молодняк КРС, есть овцы, стадо индюков.
– О внимании местной исполнительной власти к проблемам частного сектора расскажите. Ведь это и решение проблемы занятости, и достаток селян, и рынок молодняка для других подворий, что тоже важно при отсутствии больших ферм. В идеале это более упорядоченное развитие производственной инфраструктуры частного сектора.
– Так сложилась многолетняя практика, и крестьянская преемственность играет свою роль, – у таких владельцев подворий всё отработано до мелочей. И техника для кормозаготовки, и земля под выпаса имеется, и хорошие сенокосные угодья. И даже рынок сбыта продукции свой – всё продумано и взаимосвязано. Семья Владимира Александровича Крестьянникова держит трёх коров, молодняк, свиней, кур. Их молочные продукты охотно раскупают и в Юрге, и у нас в селе. Четверо детей в семье. Всем прививают навыки ухода за животными. Дети не боятся подойти к быку и корове, кормят свиней и птицу. Владимир Александрович ещё и заведует приёмным пунктом по сбору молока. Уже завезли новое оборудование – со следующей недели начинаем сбор молока. Отработали все организационные вопросы по пастьбе личного скота: десять дней, как вышли на пастбище. Таких дворов, где крестьянское дело – основа семейной экономики, в селе много: Сержантовы, Ивановы, Тайжановы, Беседины, Батурины, Дементьевы. Наблюдается тенденция – люди берут в аренду пустующие участки земли, загораживают для летнего содержания животных.
Наши опытные механизаторы приобрели технику и оказывают услуги по вспашке огородов, заготовке сена: Олег Васильевич Попов, Андрей Георгиевич Мартюшев, Георгий Викторович Беседин. Более двадцати единиц техники, пять пресс-подборщиков в личных подворьях. Можно сделать заявку на готовые тюки, если нет своей техники.
– Словом, никакого цейтнота?
– Нет, абсолютно.
– О какой-то ещё интересной муниципальной практике могли бы рассказать?
– В Володино можно увидеть любителей рыбной ловли из нашего и других сёл. Тут всё просто. Руководители, которые работали до меня, Анатолий Петрович Ослопов, Валерий Николаевич Замятин, стали основателями этой традиции: запустили в наши реки Белую и Юргу карпов. И вообще много внимания уделяли селу, его культуре, людям. Завозили саженцы плодовых деревьев, делали лесопосадки. Тогда, в годы большого кризиса, 1990 год, все поголовно увлекались рыбалкой, и даже пьянство заметно снизилось по селу.
Мы стараемся развивать эти хорошие традиции. Заиленные участки углубляем, чистим берег. Запускали целенаправленно белого амура и толстолобика. Тот опыт не дал ожидаемого эффекта. А сейчас всё на местной инициативе. Едут наши рыбаки на Тобол, на Башаул, в Армизон, считают своим долгом привезти домой новосёлов в Белую. И не только наши жители. Сергей Иванович Замятин из Юрги привёз ведро линей, отпустил в реку. Таким рыбакам-любителям мы рады. Они думают не только о промысле, но и том, что останется потомкам после нас. Среди володинцев таких много: Владимир Егорович Иванов, Александр Михайлович Кашеваренко, Сергей Николаевич Замятин, Владимир Захарович Лопарев. Есть и среди женщин любители рыбалки. Вера Александровна Русанова – рекордсмен среди них. Поймала карася на два килограмма!
Много садоводов-любителей, если о володинских энтузиастах говорить. Это тоже занятость, полезные инициативы, изобильные столы и погреба. Дементьевы, Нина Фёдоровна Платонова, Сержантовы, Андрияновы. Да много у нас таких! Мужчины выполняют в сезон ремонтные работы. И у себя дома, и у односельчан – это тоже приработок. Женщины сажают цветы и в своих палисадниках, и у общественных колодцев. Обустраивают места отдыха.
– Временные работы будут организованы в это лето?
– До пяти человек взрослых трудоустроим на май, июнь, июль. На июль, август – подростков. Тоже человек пять. Я ратую не за количество трудоустроенных, а за качество выполненных работ. Считаю, что население Володино не почувствует какого-то резкого экономического удара в ближайшие годы.