Спят усталые игрушки, книжки спят. Я сижу на маленьком стульчике среди рядов аккуратных шкафчиков в детсадовской гардеробной, а за стеной посапывают малыши. Тихий час. То редкое свободное время, когда воспитатель может дать коротенькое интервью.
Выставка последних ребячьих работ. Как всё сложно и замысловато. Они ведь серьёзными вещами занимаются, которые, впрочем, им кажутся простыми.
– Потому что понятные,– говорит Любовь Петровна. – Всё, что понятно – доступно.
Это только в сказке Золушка, получив вдруг нарядное платье и хрустальные башмачки, разом превратилась в принцессу. Иван-дурак – в доброго молодца. В жизни не так. Если уж ты золушка, если латанное платье и стоптанные башмаки годами срослись с тобой, любой наряд будет выглядеть на тебе кухонным передником, а на изысканные слова принца ты не найдёшь, что ответить.
Свою задачу Любовь Петровна Калижникова видит в том, чтобы научить, привить, воспитать те качества, которые делают руки умелыми, а душу доброй, слова и мысли прекрасными. Это долгая и очень непростая работа.
Да простят мне педагоги дошкольных учреждений столь упрощённое объяснение их тончайшего и значимого дела, которое сродни чуду. Я гляжу на детей, кротко и умиротворённо посапывающих в маленьких трёхярусных кроватках. С позиций общепринятых представлений нужно было бы сказать, что нет другого столь прекрасного профессионального занятия. Разве это не чудо? И мне так хочется заглянуть в этот мир и хотя бы приблизительными словами объяснить механизм чуда.
– Результат будет виден к концу старшей группы. Список умений и обязательных навыков к тому времени станет солидным и убедительным. А пока – шаг за шагом – традиционные формы занятий. Выстригаем по контуру предметы ножницами, делаем аппликации, лепим, рисуем, читаем сказки. У всех этих занятий конкретная развивающая цель. Мелкая моторика рук напрямую связана с речью детворы. Чтение и обсуждение сказок – с воспитательными задачами. Мало просто рисовать – эти навыки отрабатываются многими часами занятий – надо сделать процесс рисования творческим. Ребёнок в этот момент должен испытывать радость творчества, осознание своих безграничных возможностей и самоуважение. И если это удаётся – таким занятиям нет цены.
Среди множества педагогов дошкольного образования Любовь Петровна Калижникова – человек удивительной личной скромности. Застенчивый. Негромкий. Даже если говорить о газетных материалах. Не помню. Если были какие-то корреспонденции, то очень давно. Человек работает и работает, меньше всего думая об известности. Скромный, прекрасный педагог, много дающий детям в плане их подготовки к школе. Об этом свидетельствуют отзывы родителей её воспитанников:
– Любовь Петровна очень скромная.
– Она такая умница!
– Очень грамотный педагог.
– Хороший специалист и человек хороший.
– Очень добрая, а это так важно, когда работаешь с малышами.
Любовь Петровна. Её имя такое простое в произношении, его усваивают с ходу самые маленькие. И во всём остальном. Добрая и строгая. Весёлая и серьёзная. Снисходительная и требовательная.
Т. УСОЛЬЦЕВА
Продолжение материала читайте на страницах "Призыва"