Медиакарта
14:58 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Не щадил ради Отчизны ни сил, ни жизни

Мой отец, Иван Ефимович Петров, родился в ноябре 1922 года в деревне Воробьёво Бердюжского района, тогда Омской области. Был третьим сыном в семье крестьянина, участника Первой мировой войны, Ефима Алексеевича Петрова. «Под крылом» старших братьев Петра и Егора Иван рос бойким и смышлёным, охотно выполнял тяжёлую работу по хозяйству, хорошо учился. После окончания семилетней школы работал в родной деревне заведующим избой-читальней.

Когда началась Великая Отечественная война, все три брата Петровы ушли на фронт. Мой отец был призван в конце ноября 1941 года. Одной из первых военных операций, в которой ему довелось участвовать, была Торопецко-Холмская наступательная подо Ржевом.

– Была зима сорок второго года. Наш лыжный батальон перешёл озеро Селигер и проник в тыл врага, чтобы поддержать четвёртую ударную армию, – рассказывал отец. – Мороз стоял лютый, наступление откладывалось. В целях секретности нельзя было разводить огонь. Воды нет, пайки с едой замёрзли. Закапывались в снег спина к спине, чтобы согреться. Только на пятые сутки началось наступление. Мы выполнили свою задачу ценой больших потерь.

О боях отец вспоминал:

– После освобождения Торопца в составе Калининского фронта наши части вели наступление на Смоленском направлении. Фашисты оказывали ожесточённое сопротивление. Помню, прозвучала команда: «В атаку!» Мы побежали на вражеские позиции, с той стороны открыли шквальный огонь. Мы залегли, боясь поднять головы от земли. Тогда командир крикнул: «Сибиряки, за мной!» Одним из первых я последовал за ним, увлекая за собой товарищей. Меня ранило в плечо. Но наступление не прекратилось, наши части ушли вперед. Меня отправили в госпиталь в Татарстан.

Отца лечили долго, рука в локте не разгибалась. Военврач приказал применять растяжки. Покричал же отец от боли прежде, чем рука восстановилась. После выздоровления в июне 1942 года рядовой Иван Петров вновь направлен на Сталинградский фронт в составе стрелкового полка.

– Бои под Сталинградом были жестокими, – рассказывал он. – Во время бомбёжек земля дрожала и горела, плавилось железо, солдат засыпало землёй и разрывало на части. От гула и свиста пикирующих бомбардировщиков невозможно было укрыться.

Здесь в наступательном бою отец был ранен осколком мины и направлен в медсанбат. В ноябре 1942 года вернулся на Сталинградский фронт в составе стрелковой дивизии пятой танковой армии.

– Снова я на поле боя, в районе станции Чир, – описывал эти события отец. – Едва рассвело, наши войска двинулись в атаку. Сначала – ползком. До вражеских позиций оставалось метров двести, когда противник нас заметил. Тогда все поднялись и ринулись в атаку. Вокруг свистели пули, взрывались мины... На наших глазах товарищи падали на землю, но мы продолжали бежать, глядя смерти в лицо. Уцелевшие приняли рукопашный бой. Кололи штыком, били прикладами, лопатками, касками направо и налево врагов – озлились, пока бежали, и было жаль погибших. Заняли траншеи, тогда успокоились. Раньше, если удавалось захватить позиции немцев, в их блиндажах и окопах можно было найти курево, сахар, хорошую заварку. Тут, у румын, было парёное зерно да черный хлеб. Видать, в последнее время, перед окружением, со снабжением были проблемы. Вскоре к нам подошло подкрепление. Перегруппировались и опять в бой, на позиции немецких частей.

В начале декабря во время атаки железнодорожной станции Чир рядовой Петров был ранен третий раз. Он долго пролежал на поле боя, но твёрдо помнил, как хотелось жить. Его нашли и доставили в госпиталь Тамбова.

Подлечившись, он отучился на сержанта и получил должность командира отделения. Затем принимал участие в боях на землях Украины. Отмечал, что воевать стало легче – советские войска перешли в наступление, появился опыт. В августе 1943 года отец участвовал в боях за освобождение Харькова, где случайно, в последний раз, встретился cо старшим братом Петром. Сержант Пётр Ефимович Петров погиб в августе 1943 года и был похоронен в Харьковской области.

Из семи Петровых, родственников, которые ушли на фронт, домой вернулись только двое – мой отец и его старший брат Егор. Он служил на Востоке – принимал участие в боевых сражениях.

Отец вернулся с фронта в конце 1946 года. Женился на Валентине Ефимовне Егоровой. Вместе они вырастили и воспитали пятерых детей. Отец работал плотником, бригадиром животноводства, потом управляющим фермой в родной деревне Воробьёво. Был местным секретарём парторганизации и профсоюзным лидером. Заядлый охотник и рыбак, открытый и общительный собеседник. Не переносил предательства. Двери его дома всегда были открыты для друзей и близких. Любил своих детей и был нами любим. Отца не стало в октябре 1971 года, но память о нём, его боевом пути хранится в нашей семье и передаётся из поколения в поколение.

Фото из семейного альбома

Автор: Михаил Петров