18 мая 2015 года в администрации района состоялось заседание муниципального совета по вопросам реализации приоритетного национального проекта «Образование». На повестке дня стоял вопрос об организации образовательного пространства в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Докладывала и.о. директора МАУ ДО «Сорокинский ЦРР – детский сад N 4» И.И. Пинко.
Докладчик напомнила собравшимся о том, что в связи со вступлением в силу 1 сентября 2013 г. нового закона «Об образовании в РФ» до-школьное образование стало первым уровнем общего образования. С 1 января 2014 г. введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 г. N 1155. Введение ФГОС продиктовано необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
И.И. Пинко сообщила, что образовательную программу, разработанную в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования, в детском саду N 4 внедряют педагоги-стажисты (62%) и молодые педагоги, стаж работы которых менее 10 лет (38%). Высшее профессиональное образование имеют 65% педагогов. Высшая квалификационная категория – у одного педагога, первая – у семи, вторая – у одного, четыре работника подтвердили соответствие занимаемой должности. Такой уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива соответствует квалификационным требованиям государственного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы до-школьного образования. Но педагоги ДОУ не останавливаются на достигнутом, постоянно повышая квалификацию. В 2013 году 7 воспитателей прошли курсовую подготовку в ТОГИРРО, 2 специалиста осуществили её дистанционно. Воспитатели регулярно обмениваются опытом в рамках работы районного методического объединения. Активно участвуя в конкурсах различного уровня («У колыбели таланта», «Педагог года – 2011, 2014, 2015», «Образовательная среда детского сада», «Радуга открытий»), педагоги и их воспитанники занимают призовые места.
Далее докладчик заострила внимание собравшихся на том, что главными особенностями организации образовательной деятельности ДОУ на современном этапе являются уход от «школяризации»; повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей до-школьного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей).
Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей образовательной среды. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в общении, в движении, в познании, и среда группы должна удовлетворять их. Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Воспитатели детского сада N 4 не только создают развивающую среду, но и учат ребёнка жить в ней, чувствовать себя хозяином. Они реорганизовали среду по принципу небольших полузамкнутых пространств, чтобы избежать скученности детей и создать условия для проведения игр в подгруппах по 3 – 5 человек. Материалы и игрушки расположили так, чтобы не мешать свободному перемещению ребят. В групповых ячейках (там, где позволили условия) обустроили места для самостоятельной деятельности детей. Предусмотрели и «уголки уединения», где ребёнок может отойти от общения, подумать, помечтать. В подготовительной и старшей группах такие уголки создали при помощи ширм, разместив там мягкие игрушки, книги, настольные игры.
Образовательный процесс проходит в течение всего дня. Интеграция образовательных областей даёт педагогу возможность проводить образовательную деятельность на улице, проявляя творчество и педагогическое мастерство через игровую деятельность, экскурсии, походы в осенний лес.
Ирина Игнатьевна рассказала о созданных в группах центрах активности. «Центр познания» предназначен для решения задач познавательно-исследовательской деятельности детей, «Центр творчества» – для решения задач активизации творчества, «Игровой центр» – для самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр, «Литературный центр» – для литературного развития дошкольников, «Спортивный центр» – для двигательной активности и здоровьесберегающей деятельности детей.
Детский сад оснащён мультимедийным оборудованием, интерактивной доской, ноутбуками (они используются для индивидуальной обучающей работы с детьми).
Одним из важных направлений работы детского сада является здоровьесбережение. Ежегодно проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников. Из 177 детей, посещающих учреждение на полный день, 55 ребят имеют 1 группу здоровья, 113 – вторую, 5 – третью, 4 ребёнка имеют четвёртую группу здоровья. Для оздоровления детей в условиях детского сада имеются процедурный кабинет и бактерицидные облучатели, очищающие воздух. Регулярно проводятся утренняя гимнастика и гимнастика после сна, обтирание влажной рукавицей, полоскание горла холодной водой. Увеличено время пребывания детей на свежем воздухе. Если позволяет погода, то вся образовательная деятельность осуществляется на улице. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В результате проводимых мероприятий снижается рост заболеваемости.
Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой, воздушный режимы поддерживаются в норме.
Созданные условия содействуют физическому и психическому развитию детского организма.
И.И. Пинко в своём докладе подробно остановилась на соблюдении ДОУ одного из главных требований ФГОС к организации жизнедеятельности дошкольного учреждения, рассказав об активном партнёрском участии родителей в образовательном процессе. Совместно с ними в ДОУ организуются мини-музеи, проектная деятельность, проводятся праздники, посажена аллея Победы. И.о. директора ДОУ рассказала и об организации кружковой деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности детей.
Ирина Игнатьевна выразила благодарность предприятиям, помогающим в реализации исследовательских проектов. Это «Коопхлеб», районная библиотека, центр историко-краеведческой работы, СЦ «Сибирь», РДК, пожарная часть, ЦДТ, СОШ N 1, СОШ N 2, лесхоз, администрация сельского поселения, ГИБДД.
Подводя итог сказанного, Ирина Игнатьевна подчеркнула, что целенаправленно организованная образовательная среда в руководимом учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребёнка. Помимо основных она выполняет ещё и эстетическую функцию: вызывает у воспитанников чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его каждый день.
Члены общественного совета одобрили работу МАУ ДО «Сорокинский ЦРР – детский сад N 4» по реализации нацпроекта «Образование» и приняли к сведению информацию.