Много в Викуловском краю удивительных природных «изюминок»: озеро Среднее (с. Озерное), которому нет аналогов во всей Тюменской области (а, может, и в России), «Собачья гора» (под с. Калинино) с её удивительной старицей в виде сердца у подножья, сосновый бор на увале возле с.Тюлешов-Бор, «Чёртова яма» у с. Викулово и т.д. Но одним из самых уникальных и загадочных мест остаётся в нашем районе холм Чалпан, находящийся на правобережье реки Ишим (в нескольких километрах от с. Долгушино).
О Чалпане писали и говорили много, и всё, что говорили, было необыкновенно интересным. Впервые побывал я на холме в пору комсомольской юности (в 1975-76 годах), потом был на нём ещё несколько раз, и всегда испытывал при этом какое-то странное волнение: казалось, местность скрывает какую-то тайну, завораживает, насыщает воображениями. Кто посещал его, тот меня поймёт.
Старики говорили, что холм Чалпан насыпной, и что соорудили его в своё время татары, загнанные сюда Ермаком. И ещё говорили, что на нём захоронен татарский хан, один из подвижников самого Батыя, а вместе с ним зарыт огромный клад.
Эти рассказы подкреплялись многочисленными находками, обнаруженными там во время походов юными любителями природы под руководством известных краеведов Анатолия Васильевича Давыдова и Николая Георгиевича Зырянова. Черепки от глиняной посуды, наконечники стрел и сами стрелы, предметы труда и даже монетки. Известно имя человека (не будем его оглашать), ставшим обладателем почти десятка золотых монеток, найденных при раскопках на Чалпане.
Склоны холма, как утверждают старые люди, были почти отвесными, а взобраться на него можно было только с северной стороны. Дожди, ветры и время превратили его в то, что мы наблюдаем в наши дни: стал он пологим, как каравай хлеба. Кстати, слово Чалпан татарского происхождения и в переводе на русский язык означает «каравай», «бугор».
Как всё-таки образовался этот холм -- версий много. Одна из них выдвинута А.В. Давыдовым во время исследования самого «каравая» и местности, прилегающей к нему. Чалпан, по мнению Анатолия Васильевича, образовался путём отмыва от коренного берега Ишима во время большого весеннего половодья. Произошло это несколько тысячелетий назад. Получилось так, что образовавшийся холм стал естественным островом, окружённым водой. В последующее время Ишим отступил от него на пять, десять и более километров. Бывшее русло реки заболотилось или превратилось в заливной луг. В долине Ишима образовалась масса стариц.
Места у Чалпана живописные. Склоны увала изрезаны оврагами; у его подошвы течёт ручей Бугровка, питают который многочисленные ключи. Вода здесь очень холодная, прозрачная и приятная на вкус.
В походах на Чалпан, а они некогда проходили с Н.Г. Зыряновым, тот рассказывал о таинствах холма, делился легендами, услышанными от многих старожилов Долгушино, Покровки, Ивановки. Вот одна из них.
Много-много лет тому назад группа крестьян Викуловской волости решила раскопать холм Чалпан, чтобы найти клад, закопанный татарами. Работали только ночью, чтобы никто не видел. Долго ничего не находили. Через несколько суток крестьяне наткнулись на чугунную дверь, которую сразу открыть не смогли. Бились-бились – отворить не могут. И вдруг из-за двери послышался страшный голос: «Голову дайте, голову!». Притихли копатели: никому не хотелось терять свою голову. Подумали, посовещались и забили худенькую лошадёнку, отрубили ей голову, завернули в мешковину и бросили в яму к чугунным дверям. Наступила жуткая тишина. Потом послышалось глухое гудение, дверь распахнулась, и из неё выскочил огромный бык с золотыми рогами. Он подбежал к голове, вышвырнул её копытами из ямы и взревел: «Человечью голову, человечью!». Мужики испугались и разбежались кто куда. А когда, поборов страх, вернулись, в яме не было ни быка золоторогого, ни лошадиной головы, ни двери чугунной. Края ямы обвалились, а сама она сохранилась до сих пор…
Да, действительно, яма сохранилась. Большущая, с довольно крутыми краями. Значит, кто-то действительно искал здесь что-то, возможно и клад, оставленный татарами. И не только здесь. На всём протяжении холма, то тут, то там остались небольшие рытвины, явно человеческого происхождения, заросшие кустарником и молодыми деревцами. Однозначно – искали тут чего-то. Но нашли ли, что искали?
Есть и другие сказания о Чалпане. Что жили на нём когда-то маленькие люди с большими головами; что в давние времена на холме был сильный пожар, после которого на нём долго ничего не росло, а потом, вместо хвойного леса, появился исключительно «белый»: берёза, осина, ива, черёмуха, боярышник и т.д. И правда – хвойняка на Чалпане не найти.
…Совсем недавно мы с друзьями побывали на загадочном холме. Ничего особенного, как и прежде, не считая пары пятнистых оленей, живущих в местном лесном массиве (видели их здесь неоднократно), да стайки рябчиков, не наблюдали. Всё также журчит-поёт свою песню, понятную только ей, речушка, да покрылся южный склон холма многочисленными подснежниками. Зато ночью, у костра, как всегда брала за душу какая-то оторопь, не хотелось ни байки травить, ни громко разговаривать – то ли от гнетущей тишины, окутавшей округу, то ли от нахлынувших воспоминаний о днях давно минувших. Вот такой он, Чалпан, таинственный и до конца неизведанный.