Со своей героиней - Н.М. Кравчук, жительницей Калмакское - впервые встретилась несколько лет назад. Вот и на прошлой неделе, когда ездила в их село по работе, вновь довелось с ней увидеться и зайти в гости, вместе с ведущим специалистом администрации поселения М.А. Никитиной.
Не скажу, чтобы Наталья Михайловна была рада непрошеным гостям, ведь её никто заранее не предупреждал, может, поэтому всё ворчала на Маргариту Александровну - мол, что, других нет – почему именно к ней. Но потихоньку женщина «оттаяла», когда речь зашла о муже - Николае Михайловиче, и дочерях, которые уже самостоятельные – Мария живёт и работает в Тюмени, Дарья заканчивает педагогический колледж и тоже остаётся в городе, а вот у старшей Анастасии уже своя семья, и они с мужем Сергеем обосновались в Армизоне. В деревню, конечно, приезжают - помогают по дому, в огороде. Настя обожает мариновать, солить, варить варенье, заготавливает по 300-400 банок. Если у мамы что-либо не получается - она обязательно привезёт, ведь её разносолов на всех хватает…
- С тех пор, как последний раз виделись, что новенького произошло?
- Ничего... Разруха полная, - махнув рукой, отвечает собеседница.
- Ну, что ты такое говоришь, - не удержавшись, сказала Маргарита Александровна. – Окна поменяли на пластиковые, дом обшили, планируют перекрыть крышу, поставить новые ворота, а ведь живут на средства, что имеют от хозяйства.
- Да, всё уже куплено, теперь в суете дел надо выкроить свободное время на это. Помаленьку припасали, в основном, на стройматериалы шли деньги от сдачи мяса, а «молочка» - на текущие расходы. Надо как-то жить. Пенсию не получаем, родителей у нас с мужем нет, а надо помочь детям, самим ещё вот и дом обшить хочется - чем мы хуже других? Зерна купить надобно, солярки, и всё на одно молочко - крутимся, как можем. А не держи хозяйство - хоть «боты завязывай», хотя и тяжело. Каждое утро встаю со словами – когда же эта проклятая работа закончится. Мечтаю – пойду на пенсию, буду, как старушка, лежать, спать и ничего больше не делать…
- Ты и недели не выдюжишь! - не стерпела Маргарита Александровна…
- Ну... Может, одну коровку оставим… Хоть бы выспаться, - не сдаётся Наталья Михайловна. - Вот сегодня опять не получилось дремануть – надо брать сенокосилку и телятам траву заготавливать. Пока на улице жара – они дома. Дроблёнка есть, трава тоже - пускай себе и дальше стоят. Рано родятся – в декабре, в это время их никто не берёт, а в марте уже сама не продаю, то на племя оставляю – так каждый год повторяется.
- Телята в табуне пасутся?
- Нет - на верёвку и на поляну. Трава-то нынче загляденье, хоть сам ешь. Скоро и сенокос начнётся – солярочка понадобится, а потом сено в тюки надо крутить – тоже деньги. Сейчас не найдёшь никого, чтобы зарод сметали. Лучше уж тогда прессовать.
- Земельные паи имеете?
- Да. За них и получаем зерно, но этого, скажу я вам, очень мало. Его хватает лишь месяца на полтора, а кормить скотинку надо круглый год. Основной объём берём зимой, потом — весной, и ещё немного докупаем летом. Всего получается 7-8 тонн, которые обходятся нам в копеечку…
Вспомнила Наталья Михайловна, как они с Николаем Михайловичем когда-то косили на лошадях, которых поначалу по пять штук держали.
- Покос-то был далёко, почти под Орлово приходилось ездить. На лошадях косили, гребли и метали. Кровалин разбавим водой и намажем животинку, чтобы пауты не ели, ведь они до того одолевали, что кобылка бьётся, падает в оглоблях, ломает их. Потом снова приходилось делать… Когда трактор купили, пусть и не новый, – стало полегче. Все приспособления для заготовки сена имеются, только нет «крути-верти», зато люди хорошие есть – помогают.
- Какое самое хорошее время для косьбы?
- Числа 5 июля уже выходи, ведь если трава перестоит, то становится жёсткой и теряет полезные качества.
Разговор с хозяйкой завели и об искусственном осеменении коров. К нему она относится положительно, рада была бы хоть одну корову осеменить, но, по её словам, нет у них хорошего техника-осеменатора, чтобы процедуру провести. Пока что обходятся бычками… Нынче планируют сделать выбраковку коров – одну сдадут и заменят нетелью. Потом опять тёлочку оставят – и так до тех пор, пока не обновят нужное количество коров. Супруги первый год держат только пять дойных голов, до этого количество бурёнок доходило и до 9. Ещё растят молодняк, свиней, птицу...
- Скажите - доите аппаратом?
- Вообще-то - да, но после отёла – руками, да ещё первотёлок.
- Правда, что аппаратом не продоить корову?
- Нет, коровы к нему привыкают, и молоко хорошо отдают. У нас это уже второй. Сначала отечественным пользовалась, а теперь импортным – немецким. Этот дольше дюжит, а курганский - три года и сгорел.
М.А. Никитина решила заступиться за российского производителя – мол, это не так.
- Конечно, ты одну корову доишь аппаратом, а я - 9. Есть разница? То же можно сказать и о дробилке. Нагрузка-то уже другая.
- За один раз по 6-9 мешков зерна дроблю, - не отступала Маргарита Александровна. –
- Ну, всё равно доилка не выдержит столько-то коров, - отвечала Наталья Михайловна
- Я ведь тоже не всегда одну держала, - парировала другая.
- Мы пытались отремонтировать, но ничего не вышло…
Пока разговаривали, к хозяйке подошли двое телят - Босс и Радуга. Николя и Жорик остались лежать в тени. Женщина не без гордости представила каждого, отметив, что они знают свои клички, которыми их нарекли при рождении.
- Когда животные болеют – куда обращаетесь?
- В Бердюжье - там и врачи хорошие. Может, и у нас неплохие – не знаю, не обращались, поэтому ничего плохого сказать не могу. Кровь по весне брали – хорошие были девчонки, разговорные… Как бы трудно ни было, а держать хозяйство приходится. Жить хочется не хуже других, а не работать - вообще ничего не будет. Вот сейчас связались со строительством – вроде, всё есть, а только времени не хватает…
- Уж извините, что не дали вам отдохнуть, - сказала, прощаясь со своей героиней.
- Да, ладно... Всякое бывает. Сейчас расхожусь, да за работу примусь... - ответила Наталья Михайловна…
Такие простые и доброжелательные люди живут рядом с нами, которые своим трудолюбием заряжают и окружающих…