Медиакарта
6:05 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Начало великого подвига

…Приближается чёрное число в истории нашей страны – 22 июня, День памяти и скорби, дата начала Великой Отечественной войны. С того дня прошло уже семьдесят четыре года, но память жива. А иначе быть не может!

Июнь 41-го. В школах отшумели выпускные вечера…Школьники помладше отдыхают на каникулах. Ребята постарше сидят за учебниками, чтобы, успешно сдав экзамены, поступить в учебные заведения и освоить профессию своей мечты. Но война всё перечеркнула…
План Барбаросса
В это время уже шла Вторая мировая война. Многие, конечно, понимали, что предстоит схватка с гитлеровскими войсками, оккупировавшими Европу, но не предполагали, что произойдёт это так скоро. А, может, просто не верили. Ещё в 1939 году Советский Союз подписал с фашистской Германией пакт о ненападении сроком на десять лет. Но уже на следующий год немецкий генеральный штаб разработал план молниеносной войны (план Барбаросса) с СССР. Гитлер планировал разгромить основные силы Красной Армии на границе, захватить Москву и другие крупные города, и уже до наступления холодов закончить войну. К границам нашей страны были стянуты огромные силы: почти пять тысяч самолётов, около четырёх тысяч танков, пятьдесят тысяч орудий и миномётов.
Разорвав договор о ненападении, фашистская Германия напала на Советский Союз 22 июня 1941 года.
Удар приняли
пограничники
В четыре часа утра вражеские орудия открыли внезапный огонь по пограничным заставам, воинским гарнизонам вблизи границы. Тысячи фашистских самолётов начали бомбить военные аэродромы, мирные города. Пограничники вступили в схватку с ударными гитлеровскими отрядами, усиленными танками и артиллерией. Эти отряды должны были сбить сторожевые посты пограничных застав, захватив переправы через реки. По плану на уничтожение погранзастав отводилось всего полчаса. В своей победе гитлеровцы были уверены. Превосходство в живой силе и в технике было на их стороне. Однако каково было их удивление, когда они столкнулись с небывалой стойкостью противника! Вооружённые лёгким стрелковым оружием, советские пограничники мужественно защищали рубежи. Несмотря на неравенство сил, ни одна застава не оставила без приказа своих позиций.
Брест истёк кровью
Брестскую крепость гитлеровцы планировали захватить за два часа. Просчитались. Один из немецких генералов писал: «Наступление на крепость, в которой сидит отважный противник, стоит много крови…Русские боролись исключительно упорно и настойчиво». И ещё одно дополнение немецкого офицера: «Там мы узнали, что значит сражаться по русскому способу».
На Брестскую крепость обрушился шквал огня. Четыре тысячи выстрелов в минуту. Пятьсот артиллерийских стволов «поливали» свинцом. Казалось, горело даже то, что не воспламеняется! В Сладковском районном краеведческом музее среди экспонатов хранятся безмолвные свидетели тех жесточайших боёв – оплавленный фрагмент кирпича, обугленный кусочек коры дерева, впитавший в себя кровь защитников, ржавые гильзы, десятилетия пролежавшие в брестской земле.
Автор рассказов о защитниках Бреста Сергей Смирнов говорил: «Брестская крепость не сдалась, фашисты не захватили в ней ни одного боевого знамени. Она и не пала – она просто истекла кровью. В Брестской крепости человеческий дух превзошёл человеческий страх, а потому победил, смертию смерть поправ». Действительно, понимая отчаянное положение, в котором они оказались, пограничники спрятали знамя, чтобы оно не попало в руки врага. Уже после Победы его достали из тайника.
Сладковцы в Брестской
крепости
Иван Александрович Шабров родился в Сладковском районе. После окончания школы поступил в железнодорожный техникум, работал в Перми машинистом, потом был призван в армию. Он мечтал быть военным, как старший брат, и потому остался на сверхсрочную службу.
Несколько часов оставалось до начала войны, когда днём 21 июня на первую пограничную заставу прибыл с семьёй политрук Шабров. В четыре часа утра против этого участка взвилась ракета, заработали пушки. Застава поднялась по команде «В ружьё» и заняла оборону. Враг переходил реку Буг. «Заговорил» пулемёт политрука, очередью скосив немцев. И начался бой. Шабров был тяжело ранен, но не оставил своё место, продолжал сдерживать натиск. Через час немцы сумели переправить танки, артиллерию. Застава оказалась в окружении. До последней минуты своей жизни Иван Шабров не оставил поле битвы. Из пятидесяти двух защитников заставы в живых осталось тринадцать, большинство тяжелораненых. Бойцы сумели выйти из окружения и пробились к частям Красной Армии.
Свой бой недалеко от Брест-ской крепости принял и другой уроженец Сладковского района Василий Тимофеевич Матвеев. В его военном билете значится: «С июня 1941 года по июнь 1944 года участвовал в боях ВОВ».
Из воспоминаний В.Т.Матвеева: «Наше подразделение стояло в летних лагерях, в двух-трёх километрах от государственной границы, чуть южнее Бреста. Часть офицеров днём 21 июня уехала в Львов на совещание, другие проводили выходной день с семьёй. Я собирал дембельский чемодан, оканчивался срок моей службы».
А утром бойцов разбудила канонада. Вперёд пошли танки и пехота врага. У пограничников же было только лёгкое стрелковое оружие (винтовки, автоматы). Артиллерия осталась у казарм, её в летний лагерь не брали. Положение спасли неизвестно откуда взявшиеся советские танки, вступившие в бой с немецкими. Пограничники отбивали атаку пехоты, потом вступили в рукопашную.
Четыре дня держались пограничники, среди них и Матвеев. В одном из боёв погиб его друг и земляк Трипузов (деревня Травное). Боец вспоминал: «Потрясение после первого боя было ужасное. Часа три не разговаривали друг с другом».
И только на пятый день пограничники отступили. Казармы, артиллерия разбиты, бойцы, оставшиеся на базе для её охранения, погибли. Два месяца выбирались к своим измученные пограничники. И снова бои. Вскоре Матвеев получил первое ранение. После госпиталя оказался под Москвой, в одной из сибирских частей. Воевал под Сталинградом. С боями продвигался на запад, освобождая захваченные врагом города. И вот граница! К ней Василий Матвеев вышел чуть ли не у того самого места, где 22 июня принял свой первый бой.

Автор: По материалам Сладковского районного краеведческого музея к печа