Медиакарта
17:01 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Город-сказка

Даже если проекты благоустройства нравятся горожанам, в реальность они воплощаются редко.
11:32 | 24 июня 2015
Источник:

ДОСЬЕ. Владимир СУВОРОВ. Родился в 1988 г. Окончил ТюмГАСУ по специальности «архитектор». Аспирант УралГАХА. Архитектор, основатель Творческого объединения Тюмени. Лауреат II степени Всероссийского фестиваля архитектуры, дизайна и искусств. Финалист городского конкурса «Реконструкция площади 400-летия Тюмени» (2013 г.).

Увы, отправиться летом на море или, на худой конец, на дачу сегодня может позволить себе далеко не каждый. Тем, кто остается в городе, проблему отдыха приходится решать по-своему - можно, к примеру, выбраться в парк или сквер. 

Впрочем, Тюмени таких пространств катастрофически не хватает. Да и те, что есть, оставляют желать лучшего. О том, почему тюменские скверы не отличаются своей оригинальностью, мы поговорили с архитектором Владимиром СУВОРОВЫМ.

Вписаться в рамки

- Владимир, в городе проводится множество конкурсов по благоустройству. Это, конечно, хорошо, но часто результат, мягко говоря, удивляет. Почему так происходит?

- Более или менее регулярно конкурсы стали проводиться недавно, я участвовал в четырех. Только в половине из них участвовали другие архитекторы. Призовой фонд таких конкурсов - около 50 тыс. рублей, в лучшем случае - 150 тысяч. Нет гарантий, что ты выиграешь, и архитекторы, которые уже чем-то заняты в данный момент, даже не смотрят на такие проекты.

Работая над эскизом, ставишь задачу сделать что-то интересное, индивидуальное. Но побеждаешь, и выясняется: нужно ограничиться продукцией местных производителей. Проще говоря, «что в Тюмени видите, то и делайте». А это - брусчатка как на набережной и еще пара вариантов…

- Полет фантазии ограничен изначально?

- Да. Разрабатываешь индивидуальные светильники, интересные лавочки… Даже если они простые и их не дорого изготовить, ты ограничен местными производителями. Хорошо, берешь каталоги 2-3 более-менее приличных фирм, смотришь, подбираешь, и от изначальной стилистики сквера ничего не остается. Сразу убирают малые архитектурные формы или скульптурные группы, либо что-то сложное или дорогое - мол, потом что-нибудь придумаем. Но этого, как правило, не случается. Подход к скульптурам, как и везде у нас, - чем дешевле, тем лучше.

Когда я увидел после реконструкции площадь Борцов революции, я был ошарашен. Там все подчистую вырубили и поставили какие-то непонятные детские площадки! Раньше это было шикарное место, где росла сирень. Когда я работал в школе искусств, мы с детьми приходили туда рисовать. Сейчас площадь напоминает лысину с каким-то надгробием посередине. А сквер Нефтяников? Там скульптура - черные руки держат планету. Дети спрашивают: «Что это?» А что я могу ответить, когда сам не понимаю, что этим хотели сказать?

В городе дефицит зелени и мест отдыха. Но у власти простая логика: главное, что нужно для жизни, - это бизнес. Люди все делают для того, чтобы быстро и комфортно добраться до работы, поэтому машины в приоритете. На все остальное - отдых, семейный досуг - отводится минимум. Сколько денег вкладывается в дороги? А сколько в пешеходные пространства?

Раньше ул. Республики была парадной улицей, «лицом» Тюмени, там была зелень, приятно было пройтись. Сейчас это просто технический транзит, где невозможно сказать слова - ничего не слышно.

Архитектор не главный

- Получается, и здесь основная проблема - в недостатке денег?

- Самая большая проблема - недоверие к специалистам. Что такое конкурс? Это когда над проектом работают профессионалы. Но как только привлекаются специалисты, в администрации говорят, что и сами все знают - мол, только оформите нам эти картиночки. В итоге, грубо говоря, они просто показывают пальцем - вот это мне нравится, а это нет, значит, ставить не будем…

По логике, полностью организует и контролирует процесс архитектор, которому принадлежит идея. Чтобы сделать рабочую документацию для сквера на Одесской, я больше 10 раз ездил в фирму и объяснял, как и что нужно сделать, писал список ошибок. Будь я чуть менее ответственным, мог бы сходить туда один раз, а потом махнуть рукой - авторское сопровождение никак не оплачивается. Мне приятно, что в городе сделают интересный сквер, но такая работа должна поощряться. Многие архитекторы просто не хотят связываться: объем работы большой, а платят лишь за маленькую ее часть. Конечно, в последнее время стараются учитывать какие-то моменты, конкурсы выходят на новый уровень, но им еще расти и расти.

- А почему у нас так часто отдают предпочтение екатеринбургским мастерам?

- Это логично: было время, когда в Екатеринбурге создавали базу для художников - мастерские, литейные. У нас эти деньги ушли непонятно куда, и сейчас у наших художников ничего нет. Чтобы сделать что-то серьезное, им нужно ехать либо в Екатеринбург, либо в Челябинск. В любом случае получится, что такой вариант дешевле, потому что выбора больше. Хотя чтобы что-то придумать, можно обратиться и к тюменским мастерам, у нас есть хорошие художники и скульпторы.

Когда делали набережную и объявляли конкурс на скульптуры, мы, молодые специалисты, тоже участвовали и предлагали свои, более интересные, на наш взгляд, варианты. Но, как всегда, администрация выбрала то, что было понятно им. При этом многим специалистам в составе комиссии, которые вроде бы должны иметь решающее значение, наша работа понравилась…

Взгляд сверху

- Зато в другом конкурсе - на благоустройство площади перед драмтеатром - вы победили. Почему этот проект так и не воплотили в жизнь?

- Изначально первое место заняли другие архитекторы и дизайнеры. А потом администрация, у которой было свое мнение, провела повторное открытое голосование с участием около 20 тыс. человек. Выбрали наш проект - он был более понятен обычным людям. Никакого приза мы не получили. Работы, как видите, тоже не ведутся. Объяснение одно - нет финансирования.

В первом проекте было больше сложных элементов. Нередко студенты и преподаватели, которые часто бывают за границей, экспериментируют и предлагают какие-то европейские решения. Но, во-первых, местные производители не смогут их исполнить, и тогда это сразу видоизменит весь проект. Во-вторых, нужно учитывать восприятие местных жителей. Тот же драмтеатр для специалистов - кошмар: ни стиля, ни архитектуры - просто коробка, которую чем-то облепили. А местный житель думает: «Какой шикарный театр! Самый крупный в России!» Нужно понимать и тех, и других. Когда готовишь проект на конкурс, поневоле думаешь, кто будет в комиссии - власть и спонсоры или специалисты? Одно и то же они воспримут совершенно по-разному. Добавишь каких-то привычных элементов в виде колонн, будет понятно обычному жителю. Посмотрит специалист и скажет, что нужно что-то интереснее.

- И где же тогда сейчас проявляют себя специалисты?

- Да нигде не проявляют. Видите вы в Тюмени какие-то уникальные сооружения? Да, интересные здания появляются. Но, как правило, это делают не тюменские и, может, даже не российские архитекторы. Почему-то когда что-то делает зарубежная фирма, ведущую роль играет специалист, требования выполняются беспрекословно, и в итоге получается хороший результат. Если то же самое предлагаешь ты, заказчику кажется, что это ерунда.

В Тюмени все бурно строится, но не хватает системности. У нас был главный архитектор и совет при нем, который координировал процесс развития города, - убрали. Был орган по реализации генерального плана - и его упразднили.

Сейчас всем управляют земельщики, которые, по сути, меряют и считают. Какие-то проекты заказывают в Омский институт, и непонятно, на какую статистику он опирается. Это вместо того, чтобы собрать рабочую группу в Тюмени и дать самим обустраивать свой город людям, которые живут в нем, ценят и знают его проблемы изнутри. Когда смотрят сверху, получается, как в игре: они видят - пересекаются дороги, пробка; что делать? - ставят развязку. А на самом деле, пробка там вполне может быть из-за того, что рядом ремонтируется дорога, и развязка не нужна. Люди смотрят сверху на карту и принимают непонятные для местных жителей решения. В итоге, тратятся большие деньги, а многие проблемы только усугубляются.

Автор: Ульяна ПЛЮСНИНА (фото с сайта tgasu.ru)