Срок работы – шесть десятилетий. Много это или мало? Возможно, в масштабах страны и не срок, но для завода – целая эпоха, а для людей, работавших на нем, – вся жизнь… С началом ожесточенных боев под Москвой вышло постановление Совнаркома об эвакуации московского завода АТЭ-2: «Товарищу Крупчатникову, директору завода, эвакуировать оборудование, материалы, рабочих, ИТР и членов их семей в город Тюмень».
Кроме московского филиала АТЭ-2 в состав тюменского предприятия вошли заводы мотоэлектрооборудования из Калуги, электротехнический и карбюраторный из Ленинграда. Они выпускали родственную продукцию – электроаппаратуру для автомобилей, танков, тракторов, самолетов и мотоциклов. 31 декабря 1941 года Александр Рыбаков, назначенный директором предприятия, подписал приказ № 1о зачислении в штат первых работников заводоуправления. Именно эта дата считается днем рождения Тюменского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ).
СПРАВКА
Список работников завода АТЭ, получивших правительственные награды:
Орден Ленина – Фавзия Шагабутдинова, Александр Кузьмин;
Орден Октябрьской революции – Дмитрий Харабаджах;
Орден Трудового Красного Знамени – Василий Осинцев, Виктор Смирнов, Александр Волжаков;
Орден Дружбы народов – Анатолий Шимочкин;
Орден Славы 3-й степени – Анатолий Панасенко, Галина Борисова.
Волоком – на «гусиху»
О первых днях, становления молодого коллектива сохранились воспоминания Александра Струве, одного из первых зачисленных упомянутым приказом в штатное расписание:
– В самое трудное время войны, когда враг стоял у стен столицы, в Тюмень был эвакуирован московский завод АТЭ-2. В Сибирь вслед за оборудованием отправились директор предприятия Александр Владимирович Рыбаков, энергичный начальник производственного отдела Владимир Яковлевич Хуторянский, главный бухгалтер Абрам Маркович Шварц. Конечно, никаких готовых производственных площадей, жилья, транспортных средств в Тюмени для эвакуированного завода не существовало. Инструмент, часть оборудования, детали будущих изделий сгружали рядом с железнодорожным полотном. Следовало немедленно приступить к сборке продукции из имеющихся заделов и обеспечить в первую очередь выпуск сигналов СЖ-24, применявшихся в авиации для контроля за работой шасси самолетов. Первую партию их предприятию предписывалось изготовить уже в феврале 1942 года.
На подготовку производства отводились считанные дни. Сроки диктовались не возможностями нарождавшегося предприятия, а обстановкой на фронте, нависшей над Родиной опасностью.
В лютую стужу, на санях, волоком доставляли оборудование на отведенную территорию – городскую мельницу бывшего купца Гусева, так называемую «гусиху». Устанавливали станки в холодных, неприспособленных помещениях, которые и стали цехами завода.
Надо сказать, что с оккупированных западных районов в Тюмень в это же время было эвакуировано до 20 предприятий. И провинциальный город не мог в полной мере помочь всем ни техникой, ни транспортом, ни людьми, ни топливом. Приходилось рассчитывать на собственные силы и возможности.
В январе 1942 года приехали в Сибирь первые рабочие из Моск-вы, за ними – калужане (май-июнь). Сложнее пришлось ленинградцам, их дороги пролегли через Ладожское озеро, под бомбежкой и обстрелами они добирались до станции Лаврово, перегружались в теплушки, и начиналось долгое путешествие на восток. Ослабленные дорогой и голодом люди почти под открытым небом начинали выпуск продукции.
В рабочие из… домохозяек
Волевой Владимир Хуторянский, прекрасно знавший производство, умел расставить людей, дать им дело по плечу, увлечь личным примером. Установка, наладка и пуск оборудования шли параллельно. Как и было предписано, в феврале 42-го завод начал снабжать потребителей переключателями, конденсаторами к автомобилям ГАЗ-АА и ЗИС-5, роторами для этих же машин, кнопочными выключателями, электромагнитными гудками. То есть за неполных два месяца на Тюменской земле завод восстановил производство продукции, ранее выпускавшейся в Москве, Ленинграде и Калуге.
В 1942 году на предприятии работало 230 человек, а в 1945-м уже 660. За годы войны в промышленное предприятие, выполнявшее ответственные заказы для фронта (основными заказчиками являлись наркоматы авиационной и танковой промышленности), влилось много новых, необученных рабочих, преимущественно домохозяек, молодежи и подростков. В короткий срок они получали квалификацию и принимали непосредственное участие в выполнении производственной программы. Работали по 14 и более часов в сутки.
Первыми своими ученицами Александр Струве по праву считал Наталью Плетневу, Марию Кондрахину, Анну Толстоногову… В те трудные годы пришли на завод Лидия Перминова, Георгий Коршунов, Василий Пушников, Игорь Симонов и многие другие, да так и остались в коллективе на всю жизнь. 35 лет проработала на заводе АТЭ слесарем-сборщиком Зинаида Бородулина.
А сколько рабочих династий трудилось на заводе! Шустровы, Беляевы, Симоновы, Григорьевы, Велижанины. Василий Никифорович Семенец, шлифовщик инструментального цеха, сначала привел на завод братьев – Николая и Владимира, сестру Нину, жену Ирину, потом и сыновей – Сергея и Олега. Работали на предприятии жена Олега Светлана и муж Нины Николай Солодянкин. Для обучения новичков применялись различные методы (индивидуальное прикрепление к опытным рабочим, техминимум, школы стахановцев, школы мастеров и т.д.).
Не хватало многого, особенно электроэнергии. В ноябре 1942 года по этой причине завод не работал 11 дней, хотя программа октября была перекрыта почти в полтора раза. Зачастую, когда электроэнергия не подавалась, приходилось вручную раскручивать маховик механического пресса и рубить из фибры небольшие детали. Только с 1943 года, когда мощность городской электростанции была увеличена в три раза, рабочие вздохнули с облегчением. Тем не менее строжайшую борьбу за экономию материалов, сырья, топлива, электроэнергии заводчане продолжили все последу-ющие годы.
Красное Знамя от Государственного комитета обороны
За первый год существования завод АТЭ выпустил продукции на 80 тысяч рублей. Производство осуществлялось в восьми основных и четырех вспомогательных цехах. К июню 1942 года предприятие выпустило более 7 700 штук различного электрооборудования. Значительную помощь оказывали работники завода населению освобожденных от оккупации районов. Для восстановления предприятий черной металлургии Донбасса они направили на Украину конденсаторы и другую электроаппаратуру. В том же году заслуги предприятия оценил Госкомитет обороны, присудив ему переходящее Красное Знамя.
С вводом в строй главного производственного корпуса в 1943 году значительно расширились ремонтный, инструментальный, штамповочный, гальванический, механосборочный, автоматный и сборочный цеха.
Через год завод расширил свою территорию за счет переехавшего в город Горький мотоциклетного производства, что позволило увеличить выпуск продукции. В 1945 году завод постоянно перевыполняя план, успешно включился в выполнение программы возрождения экономики и ликвидации последствий войны.
После Великой Победы около 200 человек, возвратившихся с фронта, приходят работать на предприятие. За 5 послевоенных лет заводом освоено 18 видов новой продукции. 50–60-е годы ознаменовались дальнейшим техническим перевооружением предприятия. Вводятся в строй новые производственные корпуса, одновременно разворачивается строительство жилья для заводчан.
В 2001 году Тюменский завод автотракторного электрооборудования прекратил существование. На месте, где еще недавно выпускали катушки зажигания, электробензонасосы, вырос жилой микрорайон «Александровский сад».
В 2012 году к очередному Дню города на улице Циолковского между домами № 1 и № 7 установили памятный знак. На стеле высотой 1,5 м надпись: «Труженикам завода АТЭ посвящается…»
Евгения СУВОРОВА
Фото автора (ветеранов), из архива музейного комплекса имени Словцова, из архива Валентины ВИНОГРАДОВОЙ
Материал подготовлен с помощью работников музейного комплекса имени Словцова