Медиакарта
7:59 | 28 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Строки написаны войной

Я хочу рассказать о своих братьях, которые погибли на войне. Сергей с 1921 года, Викентий родился в 1923 году, я – самый младший. Ещё до войны наша семья из Кировской области переехала в посёлок. Мы учились в Катышенской средней школе №1. Старший брат Сергей закончил 7 классов. В 1941 году в апреле был призван в армию. Служил в Киеве в полковой школе, всего два месяца. 19 июня 1941 года получили от него первое и последнее письмо:

«Нас погрузили в эшелон и повезли к западной границе. Обстановку вы знаете. Жив буду, писать буду. До свидания, ваш сын Сергей».

Вот и всё, что в памяти от него осталось. Закончилась война, стали приходить солдаты домой. Я встречался с сослуживцем брата, Александром Ильминским. Вот что Александр тогда рассказал:

– В субботу 21 июня мы пришли из наряда и сели писать письма родным. Написали письма и положили их на тумбочки. А в увольнение в воскресенье должен был идти Саша Холопов и отнести наши письма в город. Договорились, что из города он пригласит фотографа сфотографироваться в военной форме, так как в Киеве нам не пришлось. А утром в 4 часа по тревоге нас подняли, и больше мы не вернулись в казармы. Так письма и остались на тумбочках, никем не отправленные. Была паника, кругом стрельба, мы не знали, куда бежать. Смотрю, на пограничном коне мне навстречу несётся Сергей. Я спросил его, куда идти? Он в одну сторону, я – в другую. После нас взяли в плен. В плену я не видел Сергея.

Мы писали в Подольский архив, чтобы узнать о судьбе брата. Нам ответили, что Сергей Петрович Синцов погиб в 1942 году под Сталинградом. Где был он до Сталинграда – неизвестно.

В сентябре 1941 года призвали в армию Викентия. Я помню, как провожали всех на фронт. Женщины плакали. Викентий проходил подготовку к службе в Омске. Письма писал нам в стихах:

Широко двери вагона раскрыты.

Колёса по рельсам стучат.

Сын ваш Витя едет далёко

Родную страну защищать...

Брат воевал на Полтавском направлении. Был четырежды ранен. Лежал в госпиталях в Краснокамске, Челябинске, Перми. Приходили от него письма.

30 апреля 1943 года.

«Здравствуйте, дорогие родители, сестра Валя, брат Аркаша, племянники Александр и Леонард. Живу пока хорошо, одно только неважно. Хожу очень медленно, но ничего. Заживут раны, и снова на фронт бить немецкую нечисть. Долго или нет буду в госпитале, не знаю. Напишу, как меня ранило 16 сентября 1943 года в 11 часов дня. Я переползал из окопчика в лесок, снайпер меня заметил и двумя пулями ранил. Папочка и мамочка, обо мне не беспокойтесь, если жив буду, то увидимся, а если нет, то ничего не поделаешь.

Когда погоним злую нечисть,

Тогда вы ждите сыновей,

И солнце ярче вдруг засветит,

И заживём мы веселей.

Но, может быть, судьба такая

Возникнет на моём пути,

И выпадет мне доля злая,

И сын ваш может не прийти.

И горько, мама, ты заплачешь,

Что сын погиб в бою,

За что погиб, ты это знаешь –

Погиб за Родину свою».

6 декабря 1943 года.

«Здравствуйте, дорогие папа, мама, сестра, брат и племянники. Вы обо мне не беспокойтесь, может быть, доведётся нам встретиться. Пишите о своём здоровье, а в общем, обо всём. Раны мои заживают. Хожу помаленьку с костылями. Привет от меня всей Катышке. Поздравляю вас с наступающим Новым годом. Счастья и здоровья желаю. Разобьём фашистов и вновь будем встречать Новый год вместе, как и раньше».

Брат погиб под Курском в 1944 году. Я каждый год приношу живые цветы к подножию обелиска в нашем посёлке. В душе боль и печаль, которую не высказать никакими словами.

Автор: Аркадий Синцов, ветеран труда