Медиакарта
8:18 | 19 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ответы на обращения граждан

Во II квартале 2015 года должностными лицами правового отдела Тюменской таможни были предоставлены ответы на обращения граждан.

Вопрос

Необходимо ли таможенное декларирование коньячного дистиллята приобретенного в Республике Армения, уплата акциза и НДС на приобретенный коньячный дистиллят, а также необходимо ли получение лицензии, разрешения на поставку коньячного дистиллята?

Ответ

1. Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза  (далее - ТК ТС) территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.

Таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (пп. 27 п. 1 ст. 4   ТК ТС).

При этом под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Таким образом,   правоотношения, связанные с необходимостью помещать товары под таможенные процедуры и, соответственно, с обязанностью осуществлять их таможенное декларирование, возникают при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС к товарам  Таможенного союза относятся находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

- полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза;

- ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС  и (или) международными договорами государств - членов  Таможенного союза;

- изготовленные, на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза;

Согласно п. 1 ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таким образом, в связи с вступлением в силу с 02.01.2015 договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также в соответствии ТК ТС совершение таможенных операций в т.ч. и таможенное декларирование товаров Таможенного союза, перемещаемых по территории Таможенного союза - не требуется.

По вопросу уплаты акциза и НДС на коньячный дистиллят в Республике Армения сообщаем, что в соответствии с Договором о зоне свободной торговле от 18.10.2011 стороны (страны) не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны (страны), за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к вышеуказанному Договору.

Коньячный дистиллят не входит в исключение, установленное приложением 1 к Договору.

В соответствии со статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 при импорте товаров на территорию одного государства – члена Евразийского экономического союза с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства - члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Таким образом, уплачивать акциз и НДС в таможенный орган на коньячный дистиллят  – не требуется.

Также сообщаем, что алкогольная и спиртосодержащая продукция считается товаром, ограниченным в обороте на территории Российской Федерации.

Порядок оборота коньячного дистиллята регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ).

Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона № 171-ФЗ (пункт 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рассматриваемом случае осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, форма которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

3) уведомление, форма которого утверждена Приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 № 42 «Об утверждении Порядка представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений» (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);

4) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

На основании вышеизложенного, поставка коньячного дистиллята осуществляется на основании документов, указанных в пунктах 1-4, а также лицензий на производство, закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ. 

 Уполномоченным органом по выдаче лицензии на производство и оборот алкогольной продукции является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу: 620144, г. Екатеринбург, ул. Большакова, д. 99 «а», телефон: (343) 385-08-05, факс: (343) 295-11-71.

Обращаем Ваше внимание на необходимость предоставления таможенному органу, в регионе деятельности которого зарегистрировано юридическое лицо в налоговом органе статистической отчетности, предусмотренной статьей 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Форма, порядок заполнения и сроки подачи статистической отчетности таможенному органу предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2010 № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».   

 

(Информация предоставлена по состоянию на 01.04.2015 года)

 

Вопрос

Разъясните, есть ли обязанность у юридического лица как декларанта по подаче электронной декларации в таможенный орган на топливо, используемое для заправки воздушного судна?

Ответ

Согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) припасы – это необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания “река-море”, судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования.

Таким образом, топливо, заправляемое в штатные баки воздушных судов, рассматривается в таможенных целях в качестве припасов.

  В соответствии с пунктом 2 статьи 364 ТК ТС припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.      При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

  Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, определяется решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 290 «О перечне сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов» (далее - Решение ЕЭК № 290).

  Т.о. согласно пункту 2 статьи 364 ТК ТС декларирование припасов может осуществляться двумя способами:

  1) с использованием в качестве таможенной декларации коммерческих, транспортных и иных документов. Порядок таможенного декларирования в данном случае предусмотрен Решением ЕЭК от 25.12.2012 № 290. Исходя из норм данного Решения, а также пункта 2 статьи 364 ТК ТС Решение ЕЭК N 290 применяется исключительно в тех случаях, когда декларирование припасов осуществляется не с использованием декларации на товары, а с использованием в качестве таможенной декларации транспортных, коммерческих и иных документов;

  2) с использованием декларации на товары.

  Реализация топлива (заправка) для воздушных судов иностранных перевозчиков может рассматривается как внешнеторговый договор, заключаемый между резидентом и нерезидентом, декларирование таких припасов может осуществляться от имени компании-заправщика.  

  Согласно пункту 1 статьи 204 Федерального Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2013          № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме» возможность декларирования припасов в письменной форме не установлена, при этом пункт 8 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов, утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2007 № 1665 (действует в части не противоречащей ТК ТС и отдельным решениям Комиссии Таможенного союза) исключает возможность декларирования топлива и ГСМ с использованием в качестве декларации на товары заявления (в упрощенном порядке).

  Таким образом, подача декларации на товары в отношении ГСМ, заправляемого, в баки воздушных судов иностранных перевозчиков, должна осуществляться исключительно в электронной форме.

 

(Информация предоставлена по состоянию на 16.04.2015 г.).

 

Вопрос

Разъясните, необходимо ли предоставление заключения ФСТЭК по двойному применению при заявлении таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления и/или таможенной процедуры экспорт на товары:

1) установка электротехнического центробежного насоса в сборе, код ТН ВЭД ЕАЭС 8413702900;

2) секция УЭЦН, поставляемая отдельно, код ТН ВЭД ЕАЭС 8413702900?

Ответ

Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в т.ч. документов подтверждающих соблюдение запретов и ограничений,  если иное не установлено ТК ТС.

          Из подпункта 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС следует, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии представления декларантом лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС.

Правовые основы осуществления экспортного контроля, деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности регламентированы Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

В соответствии со статьей 24 Федерального закона РФ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с осуществлением внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 21.06.2001 № 477 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля») порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий.

Согласно статьи 24 Федерального закона РФ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» декларант вправе провести идентификацию товара самостоятельно, подтвердив ее результаты и заявленные в декларации на товары сведения документами, на основании которых проведена идентификация: нормативно – технической документацией на товар, содержащей информацию о контролируемых параметрах. 

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»).

Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 и содержит сведения о товаре – являющимся объектом экспортного контроля, а именно: внутренние части колонны и ступенчатые насосы. Специально разработанные или подготовленные внутренние части колонны и ступенчатые насосы для колонн для производства тяжелой воды путем использования процесса аммиачно-водородного обмена. Внутренние части колонны включают специально разработанные контакторы между ступенями, содействующие тесному контакту газа и жидкости. Ступенчатые насосы включают специально разработанные погружаемые в жидкость насосы для циркуляции жидкого аммиака в пределах объема контакторов, находящихся внутри ступеней колонн (товарная субпозиция 8413 70) (п. 2.6.2.4. Списка).

К продукции общегражданского назначения, исключаемого из контрольных списков по использованию, относятся изделия их черных металлов, предназначенные для использования в нефтегазовой отрасли.

Исходя из представленных сведений, товар представляет собой насосы (код ТН ВЭД ЕАЭС 8413 70 290 0) исходя из представленных технических паспортов - ступенчатые, используемые при откачке пластовой жидкости из нефтяных скважин.

Исходя из общетехнического наименования и кода ТН ВЭД ЕАЭС товар, имеет признаки товара, подлежащего экспортному контролю, при этом просто изделием из черных металлов не является.

Кроме того, таможенным органом по результатам проверки технических характеристик из предоставленных документов может быть принято решение о выпуске товаров без дополнительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством в области экспортного контроля, за исключением случаев, предусмотренных в целях предотвращения ущерба национальной безопасности РФ и возможных нарушений международных обязательств РФ в области экспортного контроля на основании статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Например, в случае вывоза товара, обладающего признаками объектов экспортного контроля, в иностранные государства, в которых ведутся вооруженные конфликты либо внутриполитическая ситуация характеризуется высоким уровнем террористической активности, а также предусматривающих транзитное перемещение указанной продукции через территорию таких государств.

Учитывая, что в запросе отсутствует информация о получателях товара при экспорте, общетехническое наименование и код ТН ВЭД ЕАЭС товара поименованы в Списке ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 № 202 Вам необходимо получить заключение ФСТЭК России либо организации получившей специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, об отнесении декларируемых товаров к товарам, не подпадающим под действие экспортного контроля, при вывозе оборудования.

 

(Информация предоставлена по состоянию на 22.06.2015 г.).