В нынешний год юбилея Победы газетные страницы пестрят рассказами о воинах-земляках, защищавших страну от врага. Одни вернулись домой, другие так и остались навечно в строю. Мой отец, Иван Николаевич Коновалов, родом из деревни Большие Озёра Абатского района. В октябре 1940 года его призвали в Красную Армию. Служить пришлось недалеко от Москвы в сапёрно-маскировочном батальоне на станции Нахабино. Началась война, и батальон расформировали. Рота, в которой служил отец, маскировала Кремль, чтобы его не обнаружил враг: краской, известью, досками. Царь-пушку и Царь-колокол затягивали маскировочными сетками. Самолёты усиленно бомбили столицу, казалось, земля горела под ногами. Больше месяца работали бойцы, не смыкая глаз, днём и ночью.
Потом роту перебросили под Можайск, где на станции Кубинка солдаты маскировали военный аэродром, склады, укрепляли позиции. Воздушные бои иногда завязывались прямо над аэродромом. Потом были работы по маскировке корпусов Горьковского автозавода.
Под Москвой отец был легко ранен. Несколько дней в госпитале и снова в путь-дорогу боевую.
Вскоре батальон перебросили на Ленинградское направление. Наши войска готовились к наступлению, чтобы освободить Волхов, Ленинград, находящийся в кольце блокады. В этих боях отец получил ранение в ногу, после чего были шесть месяцев госпиталей в Рыбинске, Ярославле, Кирове, Свердловске, Тюмени.
Осенью 1943 года – снова на передовую, на второй Прибалтийский фронт.
Вот что рассказывал отец о своём последнем бое: «У немцев удалось отбить сопку № 45 и переправиться через реку Великая, где мы понесли очень большие потери. 8 апреля я был легко ранен в правую руку. Противник, окружая нас кольцом, всё яростнее наступал. В нашем расчёте осталась в живых только половина. Я решил, что просто не могу оставить товарищей, наскоро замотал руку и начал отбивать атаку. Выполняя должность командира расчёта, который был убит, я занял место наводчика. В тот день мы отбили три атаки немцев и, несмотря на огромное количество у них танков и самоходных орудий, свои позиции не сдали. За этот бой меня представили к награде».
На следующий день солдату повезло меньше: задев один глаз, пуля целиком вынесла другой, раскромсав переносицу.
- Зачем вы убитых везёте ко мне? – закричала медсестра на санитара, приволокшего истекавшего кровью Ивана.
Только на утро у раненого появился пульс. В ту ночь он был на волосок от смерти. Но молодой организм справился, вернулся к жизни. Боец перенёс четыре операции и домой вернулся в феврале 1945 года.
Много боевых наград имеет отец. Среди них орден Отечественной войны I и II степени, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другие.
Жена его Анна Васильевна всю войну трудилась в колхозе дояркой, телятницей. Ни на минуту не сомневалась она, что наш народ выйдет из этой войны победителем, сердце верило, что и её Иван вернётся живым. Так оно и вышло.
В мирное время, несмотря на тяжёлые ранения, отец работал учётчиком, кладовщиком, сенообъездчиком. Любил рыбачить, занимался пчеловодством. Несколько лет назад его не стало. Но мы, дети и внуки, бережно храним память о нём, и знаем, какой ценой досталась Победа.