Здоровье детей и подростков зависит от таких факторов, как окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия проживания и воспитания в семье, а также условий обучения как в образовательном учреждении, так и вне школы.
Проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков на различных этапах обучения в образовательных учреждениях позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений в физическом развитии детей.
В 2014 году профилактическими осмотрами специалистов на территории Тюменской области было охвачено 296 066 детей в возрастной группе 0-17 лет.
По результатам профилактических осмотров детей на протяжении последних лет наибольший удельный вес среди отклонений в физическом развитии имеет снижение остроты зрения (6,4% от числа осмотренных детей и подростков) и нарушение осанки (6,2%); сколиоз составляет 0,7%, занимает третье место среди нарушений в состоянии здоровья детей.
По мере взросления детей, посещающих образовательные учреждения, наблюдается увеличение частоты отклонений в состоянии здоровья. Так, перед поступлением в школу в среднем по области 6,9% детей имели пониженную остроту зрения, после первого года обучения этот показатель составил 10%, а в возрасте 15 лет - более 20%. Нарушение осанки увеличилось с 7,7% до 10% после первого года обучения и до 17% в возрасте 15 лет.
Отмечена зависимость между нарушениями в состоянии здоровья детей (нарушение осанки, сколиозы, нарушение остроты зрения) с недостаточным уровнем искусственной освещенности, несоответствием мебели росто-возрастным особенностям детей и подростков-школьников.
Повсеместное использование компьютеров в школе и дома, неправильно оборудованное рабочее место школьника, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая физическая активность детей и подростков, неполноценное и нерациональное питание способствуют возникновению нарушений в состоянии здоровья обучающихся детей.
Таким образом, возрастающая частота отклонений в состоянии здоровья школьников за период их обучения в образовательных учреждениях, требует проведения мероприятий, направленных на профилактику и оздоровление детей и подростков, таких как:
1. Оздоровительные мероприятия – занятия физкультурой, в т.ч. на свежем воздухе, в спортивных секция, участие в массовых спортивных мероприятиях, физическое воспитание с использованием корригирующей гимнастики, минимизация дополнительной нагрузки на зрение в виде компьютера и телевизора, регулярная зарядка для глаз и др.
2. Рациональное и сбалансированное питание, в том числе с использованием обогащенных продуктов, как в школе, так и дома.
3. Контроль за факторами внутришкольной среды (освещенность, микроклимат, электромагнитные излучения), обеспечение образовательных учреждений мебелью соответствующей росто-возрастным особенностям детей и отвечающей требованиям санитарно-гигиенической безопасности; составление расписания уроков в соответствии с санитарными требованиями, строгое соблюдение по времени продолжительности уроков и перемен, использование физкультминуток и физкультпауз на уроках, чередование позы с учетом видов деятельности.