Медиакарта
3:08 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Война глазами солдата

14:35 | 22 июля 2015
Источник: Слава труду

Листаю дневник старого солдата, в котором говорится о войне. Его для печати мне передали родственники фронтовика Владимира Константиновича Шарафудинова, которого, к огромному сожалению, ныне нет в живых. Сердце ветерана Великой Отечественной войны перестало биться в 2009 году, ему было 83 года. Следует отметить, что о боевом пути Владимира Константиновича в районной газете мы писали, но, думаю, читателю будут интересны записи, сделанные автором дневника. Они дадут возможность взглянуть на войну глазами солдата.

«Родился 26 марта 1926 года в деревне Черторой, именуемой ныне Новоуфимск. В армию призвали в ноябре 1943 года, зачислили в Ачинский 73 запасной артполк. На фронт попал в марте 1944-го, боевую службу нёс в 4-й механизированной бригаде во 2-м гвардейском танковом корпусе 3-го Украинского фронта, которым командовал генерал Талбухин. Мы ещё не видели немцев, охото было посмотреть на них. Они начали стрелять, это был наш первый бой. Началась бомбёжка... Почувствовал сильный удар в ногу. Подошву на ботинке перерубило осколком напополам. Кричу ребятам: «Меня ранило!» Они прибежали на помощь. Размотав портянку, увидели, что нога целая, осколок повредил только обувь. Вечером пошли в наступление, а у меня ботинок растрёпанный, портянки болтаются. Немец тоже пошёл на нас. Мы подбили несколько десятков вражеских транспортёров. Их пехота несколько раз поднималась, но не смогла нас разорвать и прекратила наступление. Один из немецких солдат побежал в нашу сторону сдаваться, но их офицер пристрелил его. Я решился подползти к убитому и снять с него обувь. Получилось. К утру освободили хутор, занятый немцами, взяли много пленных, застали раздетых. Население встретило нас радушно...»

 

«Затишье... Мимо нас, солдат, на дамском велосипеде проезжает мужчина. Решил остановить. Когда проверил, у него оказались карта и пистолет. Командир отделения приказал отвести его в штаб, но я не знал, где он находится, поэтому за меня это сделал сержант второго взвода. Через некоторое время сослуживцы начали качать меня. «Вот, Володя, даёшь! Какого поймал!» – кричали они. Незнакомец оказался врагом. Когда ребята меня подбросили вверх, увидел идущих в нашу сторону фашистских солдат. Закричал своим: «Немцы идут!» Те сразу открыли по нам огонь, и некоторых наших бойцов ранило...»

 

«...Наши танки стояли в укрытии, ждали команду. Утром мы не успели даже оглянуться, как враг заметил их. Из самоходного орудия подбили четыре наших боевых машины...»

 

«...Был случай, когда воевать с немцами нам помогали румыны. У них имелись пушки, из которых хорошо попадали в немецкие транспортёры. За короткое время подбили восемь штук. Наши били из артиллерии. Румынский офицер спросил, что за оружие у меня, а я ответил, что это – ПТР (противотанковое ружьё).

 

– Как ты смог подбить столько транспортёров? – поинтересовался мой собеседник.

 

– Вы с пушек тоже хорошо стреляете, – сказал я.

 

Румынский солдат рассказал, что если они, сделав три выстрела, не попадали в цель, то немцы их расстреливали на месте. Именно из-за этого они повернули своё оружие против них и стали помогать нам. Когда бомбёжка прекратилась, мы с ними разошлись...»

 

«...Находились в окружении. Пробирались к своим несколько дней. Кругом всё побито, дым, пожарище... Перешли реку Дунай и, наконец, присоединились к своим, которые находились на левом берегу реки. Только перешли, как понтонный мост рухнул. Снова повезло...»

 

«…Погиб наш командир отделения Топорков, подорвался на мине Столяров – мой второй номер – заряжающий. Тяжело терять своих... Долгое время наш 16-килограммовый ПТР пришлось таскать одному. Назначенный новый командир на все наши проблемы внимание мало обращал. Заряжающего мне дали только когда поступило пополнение...»

 

«...Немец атаковал нас с утра до вечера. Во время боя лейтенант притащил на руках солдата-пулемётчика, раненного в голову. Я узнал его, он из нашего батальона, но фамилию не помню. Офицер подполз к нам и спросил, владеет ли кто-нибудь из нас пулемётом «Максимом». Сержант Анисимов, прошедший большой боевой путь, сказал, что может. Из нашего отделения в этот день погибли шесть человек...»

Солдат В.К. Шарафудинов участвовал в освобождении Венгрии, Австрии, Румынии, Чехословакии. Владимир Константинович прошёл войну до победного конца.

Фото: Сергей СТЕПАНЮК

Автор: Подготовила Лариса ГИЗАТУЛЛИНА